Когда речь заходит о планетарных достижениях белорусов, кто-то сразу вспоминает в одном предложении Нобеля и Алексиевич. И только лишь потому, что ее книга легла в основу сценария громко нашумевшего мини-сериала «Чернобыль». На этом народные познания, как правило, заканчиваются. Между тем, выходцев из Беларуси, ставших успешными и всемирно известными очень много. Другое дело, что на вершину славу они взобрались вдалеке от отчего дома.
Одним из целой плеяды выдающихся ученых считается уроженец Полесья Семен Кузнец, которому удалось кардинальным образом изменить мировую экономику. Свою Нобелевскую премию он получил за обоснование, так называемой, «кривой Кузнеца» и введения в обиход термина «валовой внутренний продукт».
Столин, Пинск и Ровно
История нобелевского лауреата начинается с Полесья. По некоторым данным, отец Семена — Абрам — происходил из Столина, но в поисках лучшей жизни перебрался в соседний Пинск. Женился. В браке родилось трое сыновей: старший Соломон, затем — Семен и Григорий, постигавшие нюансы экономики с пеленок. Абрам трудился бухгалтером в крупном банке и однажды решил, что настала пора делиться, и тайно перевел «немного денег» на свой счет в Швейцарии. Речь идет о сумме в 100тыс. золотых рублей. По тем временам – целое состояние. Пришлось очень быстро бежать в неизвестном направлении.
Семья, оставшаяся без средств существования, переезжает на родину матери в Ровно, а затем, в 1915-м, и в Харьков, спасаясь от стремительно приближающегося фронта Первой мировой войны.
Беженцам отвели здание театра, мало приспособленное для обычной человеческой жизни. Семен тянулся к знаниям, хотя, условий для их получения у него никогда не было. Он немного поучился в Пинске, потом еще чуть-чуть в Ровно, но всегда хотелось большего и настоящего.
Впереди ждало новое училище, после которого Кузнец успешно поступил в местный Институт коммерции. Он изучает экономику, статистику, историю и высшую математику под руководством именитых преподавателей, в числе которых был, например, Петр Фомин — один из пионеров использования математических и статистических методологий в экономическом анализе. Кстати, именно в этом институте Кузнец знакомится с прогрессивной на тот момент теорией инноваций и делового цикла Джозефа Шумпетера и делает ее критический анализ.
Но мечты о приобретении серьезного образования сбудутся намного позже. Через судьбу будущего нобелевского лауреата прошел октябрьский государственный переворот 1917 года, а затем и Гражданская война. В это смутное время он активно сотрудничает с советской властью, работает в Центральном совете профсоюзов и в 1920-м пишет первую научную работу. Она называлась так: «Денежный эквивалент зарплаты рабочих и служащих заводской и фабричной промышленности Харькова». В ней исследуется влияние системы оплаты труда на динамику зарплаты и разделения доходов.
Затем в 1921-м был Рижский мирный договор. В результате того, что Ровно и Пинск отошли к Польше, Кузнецы получили право на репатриацию. В 1922-м семья оставляет голодающую Украину и переселяется вначале в Варшаву, а после — в Данциг (Гданьск). В этот временной период на жизненном горизонте появляется отец, шикарно живущий за океаном под фамилией Смит. Он завет детей к себе и два младших брата уезжают, а старший остается с матерью, чтобы в годы Второй мировой войны погибнуть от пуль гитлеровских карателей в белорусском Пинске.
Страна равных возможностей
В марте 1922-го Семен и Гриша Кузнецы приплывают в Нью-Йорк, и для удобства общения становятся, соответственно, Саймоном и Джорджем. Другая страна — другая жизнь. Для богатых и целеустремленных открыты все возможности для развития и совершенствования. Братья поступают в Колумбийский университет. В 1923-м Саймон получает степень бакалавра, через год — степень магистра, а еще через два – в неполных тридцать лет — становится доктором.
После он присоединяется к Национальному бюро исследований в области экономики, в котором трудится до 1961-го вместе с известным экономистом Уэсли Митчелл. Именно там С.Кузнец начинает проводить новаторские исследования в области национального дохода США. Впервые вплотную работает со статистическими отчетами, которые становятся основными источниками информации об общей экономической активности в стране. Он собирает все доступные сведения, начиная 1869 года, и в конечном итоге делает главный вывод своей научной жизни.
В 1934 году Кузнец предлагает идею, которая впоследствии произвела революцию в экономике. Речь идет о концепции Валового Внутреннего Продукта, как отражения реальной рыночной стоимости существующей товарной массы. Спустя десять лет ВВП становится основным инструментом для определения состояния национальной экономики, оставаясь таким и сейчас.
Саймон критикует ограничения, присущие экономическим моделям. По его мнению, надежные результаты могут быть получены только после большого количества наблюдений. Он настаивает, что любые экономические исследования должны завершаться предельно точным результатом, а для этого должны включать сведения о населении, технологиях, качестве рабочей силы, структуре правительства, торговле и рынках.
Вторая мировая война
В годы Второй мировой С.Кузнец решительно пересматривает свои интересы: он становится вторым человеком в Бюро планирования Национального комитета по военному производству. Его знания и опыт потребовались для оценки уровня государственных расходов на вооружение американской армии. Таким образом, Саймон экономически обосновывал целесообразность тех либо иных военные действий.
Кстати, прикладная экономика была не единственной отраслью, в которой он стал успешным. Параллельно с исследованиями ученый преподавал в Университете Пенсильвании, а с 1954-го — в Университете Джона Хопкинса, в котором занимал должность профессора политической экономии вплоть до 1960 года. С 1961-го до своей отставки в 1970-м усил студентов в престижном Гарварде.
Об успехах исследователя слышала не только Америка. Ими активно интересовались в Китае, Японии, Индии, Корее и Израиле. Многие страны приглашали выходца из Беларуси поработать над созданием национальных систем объективной экономической информации. Он не отказывал. Занял ряд должностей в институтах разных стран и многие годы успешно управлял весьма серьезными научными исследованиями.
Нобелевская премия
В 1971-м вклад Саймона Кузнеца в мировую экономику признал весь мир. Ученый удостоился Нобелевской премии в соответствующей категории. В преамбуле было написано: «за эмпирическое обоснование экономического роста, приведшее к абсолютно новому, и более глубокому пониманию общих процессов развития, а также их социальной и экономической структуры».
Что выяснил Кузнец? Эпоха «современного экономического роста» началась в Северо-Западной Европе, затем распространилась на Юг и Восток, достигнув России и Японии еще до конца XIX века. Исследователь установил, что доход на душу населения увеличивался каждые десять лет на 15 и более процентов.
Но это было не все. Широко известной стала одна из его гипотез под названием «Кривая Кузнеца». Она гласила, что для стран, стоящих на начальных ступенях экономического развития, характерен изначальный рост неравенства доходов, который неизбежно снижается с ростом экономики.
Позже на основании этого предположения его ученики А.Крюгер и Д.Гроссман создали «экологическую кривую Кузнеца». Ученые предположили, что на начальном этапе рост ВВП негативно отразится на состоянии окружающей среды, но выросший уровень благосостояния неизбежно перерастет в заботу об экологии. Значит, ситуация улучшится.
Подводя короткие выводы, отметим, что за свою карьеру Сайман Кузнец опубликовал более 30 книг и свыше 200 статей, многие из которых открыли новые направления исследований. Но существеннее то, что Кузнец перевернул представление об экономике как о науке. До начала его деятельности характеристика экономики США была лишь частью годового курса философии.
Кстати, их третий брат – Гриша Кузнец – много лет преподавал экономику в Калифорнийском университете Беркли.