Слово «наган» настолько прочно вошло в русский язык, что пишется уже без кавычек и с прописной буквы. Просто наган. На самых крутых виражах отечественной истории ХХ века о наганах слагали стихи и пели частушки, этот револьвер даже вошёл в поговорку, причём с историческим подтекстом, «тяжело в деревне без нагана» — это о коллективизации. Даже с трудом верится, что Наган это просто фамилия, а создатели револьвера, братья Эмиль и Леон Наганы — бельгийцы, никогда не бывавшие в России.
Первый «офицерский» револьвер с автоматическим взводом старший из братьев, Эмиль, создал в 1877 году. Револьвер был принят на вооружение бельгийской армией, а производство было налажено на принадлежащем братьям Наганам оружейном заводе в Льеже. Вскоре на револьвер системы Наган стали поступать заявки от армий многих европейских стран — Швеции, Сербии, Норвегии, Германии. Однако создатель оригинальной модели, Эмиль Наган вскоре тяжело заболел и полностью ослеп, совершенствованием револьвера и управлением заводом стал заниматься его младший брат Леон. Ему удалось превратить пистолет из шестизарядного в семизарядный и разработать для него оригинальную гильзу.
В России револьвер системы Наган был принят на вооружение российской армией, выиграв конкурс, в котором участвовали модели другого бельгийца, Анри Пиппера, и русского оружейника Василия Мосина. Условия контракта, заключённого царским правительством с Леоном Наганом, предусматривали закупку в Бельгии 20 000 револьверов и передачу всей технической документации на Тульский оружейный завод для дальнейшего производства. Первыми получили «обновку» офицеры военно-морского флота. А первое их боевое применение произошло во время малоизвестной военной кампании русской армии по подавлению восстания «боксёров» в Китае, в 1900 году.
Неизвестно точно, сколько всего наганов изготовили в Российской империи и в СССР за весь полувековой период их производства, с 1895 по 1945 год. По приблизительным подсчётам, не менее миллиона. Снятый с вооружения и с производства сразу после войны, пистолет верно служил милиционерам, инкассаторам, охранникам, геологам и людям других опасных профессий ещё несколько десятков лет, вплоть до 1990-х годов.
Владимир Царан