Крушение парома Эстония: почему дело о катастрофе засекретили?

Ровно четверть века назад на траверзе финского острова Уте в течение получаса затонул грузопассажирский паром «Эстония», шедший из Таллинна в Стокгольм. В результате трагедии погибло более 800 пассажиров и членов экипажа, тела которых так и не нашли. Чудом спаслось всего 137 человек. Это единственный случай в истории кораблекрушений, за расследование которого назначено уголовное наказание. Более того, финские власти возвели над судном железобетонный купол, чтобы устранить саму возможность когда-либо узнать правду об истинных причинах его гибели. Какие секреты покоятся на дне Балтийского моря?

Плотная завеса тайны Фото:spletnik.ru

Даже спустя два с половиной десятилетия после гибели огромного туристического парома нет понимания истинной силы, способной в одночасье отправить на дно судно такого класса. Все последующие морские происшествия убедительно доказывают, что круизные лайнеры из-за большого водоизмещения плавают на поверхности, как поплавки. Общепринятая официальная версия сегодня уже практически разорвана в клочья по причине появления многочисленных фактов и неопровержимых доказательств ее несостоятельности. Неожиданно  «воскресли» утопленники и столь же загадочно в обратном направлении покинули этот мир ключевые свидетели, чьи имена есть в списках спасенных.

Например, «предпочел погибнуть» сменный капитан Аво Пихт, который в данном рейсе числился пассажиром. Он попал в кадр оператора немецкой телекомпании ZDF, транслировавшей операцию спасения в прямом эфире, и впоследствии был опознан несколькими членами экипажа. И, тем не менее, Пихт оказался в списках погибших. Его жена ни одного дня не носила траура по мужа, а потом, очевидно, сменила фамилию и уехала в неизвестном направлении.

Аво Пихт Фото:seti.ee

Не менее загадочна смерть офицера службы безопасности судоходной компании, бывшего сотрудника таможни порта Игоря Криштаповича. Неустановленный киллер убил его несколькими выстрелами на улице Таллинна буквально через несколько дней после трагедии с паромом. Говорят, что он попытался реализовать некую диктофонную запись с компрометирующими материалами, и это кому-то очень не понравилось.

Правительства Швеции, Финляндии, Эстонии и Великобритании (!) подписали соглашение никогда и не при каких обстоятельствах паром не поднимать, хотя, он лежит на глубине 83м. С учетом собственных размеров судна получается, что при желании на него смогут опуститься даже дайверы-любители. Чтобы исключить возможность проникновения, власти воспользовались законом, охраняющим покой погибших, и ввели круглосуточное патрулирование района кораблями береговой охраны.

Столь брутальные меры говорят лишь о том, что правда о трагедии никому не нужна. Все материалы по делу засекретили на 75 лет. По-прежнему до конца не ясен вопрос с британским участием в этом процессе.

Официальная версия крушения

Морской паром «Viking Sally» построила западногерманская судоверфь «Meyer». Начиная с лета 1980-го, он трижды менял собственников и названия, но все время курсировал между шведскими и финскими городами. С 1993-го начал ходить между Эстонией и странами Скандинавии.

Для расследования причин крушения осенью 1994-го создали эстонско-финско-шведскую комиссию, внутри которой практически сразу начались конфликты, взаимные обвинения в некомпетентности и сокрытии материалов. Так, председатель комиссии Анди Мейстер (министр транспорта Эстонии) обвинил коллег из Стокгольма в том, что они «откорректировали» фильм, снятый шведской командой водолазов, совершивших погружение и обследование затонувшего парома. В конечном итоге, эта лента вообще пропала при невыясненных обстоятельствах.

Фото:matrixfiles.com

Эксперты исходили из того, что визир (поднимающийся нос судна, необходимый для погрузки автотранспорта) лежал на неком отдалении от корпуса. Следовательно, по их мнению, его сорвало по одной из трех причин: усталость металла запорных устройств, конструктивные ошибки, допущенные при проектировании, либо открытие во время движения ( непроизвольное, самопроизвольное или умышленное). Естественно, эти домыслы были сразу же опровергнуты компанией-производителем.

В свою очередь, непосредственные участники событий уверяли, что слышали звуки, чем-то напоминающие взрывы. Причем их было несколько. Судно резко накренилось, а буквально через 10-15 минут завалилось на правый борт. Шел первый час ночи, поэтому пассажиры с нижних палуб выбраться наверх попросту не успели. Спаслись только те, кто находился в районе седьмой – самой верхней палубы.

Из-за крена спустить шлюпки было физически невозможно, а надувные плоты находились в капсулах. Людей либо смыло за борт 6-метровыми волнами, либо они прыгали сами. Находясь в ледяной воде в ожидании спасения, многие умерли от переохлаждения, хотя первое судно пришло к месту крушения уже через полчаса после получения сигнала бедствия.

Фото:img.yle.fi

Причины катастрофы комиссия назвать так и не смогла. Всех устроил форс-мажорный вариант: шторм в 6 баллов срывает, как пушинку, 55-тонный визир и лавина воды устремляется на грузовую палубу. Груз смещается, судно накреняется, вода быстро заполняет свободные полости, вытесняет воздух и паром тонет.

Уверения шведа Ральфа Сирмансона в том, что он собственными глазами видел громадную дыру ниже ватерлинии, когда лайнер заваливался на бок, во внимание не приняли. Непроглядная темень. Паника. Чего только человеку не привидится.

Под страхом наказания

Немецкая журналистка Юте Рабе по просьбе Фонда родственников жертв парома «Эстония» показала сенсационный видеоматериал, который снимала во время погружения к судну в 2000-м году. Тайную экспедицию организовал и профинансировал известный охотник за сокровищами американский миллиардер Грег Бемис.

Юта Рабе Фото:f12.pmo.ee

На кадрах хорошо видны «пробоины» в корпусе ниже ватерлинии. На мостике дайверы обнаружили тело капитана, в черепе которого зияло характерное пулевое отверстие. Неподалеку от него находились еще несколько тел в гражданской одежде. Идентифицировать их не удалось.

Кроме этого, группе аквалангистов удалось поднять на поверхность несколько фрагментов обшивки, взятой из области повреждений корпуса. Их сдавали для исследований в две немецких независимых сертифицированных лаборатории. В первом из вердиктов написано: «Металл, переданный для исследования, с взрывчатыми веществами не контактировал. Характер имеющихся повреждений позволяет утверждать, что они получены в результате взрыва». Второй вывод более категоричен: «Повреждения структуры металла являются следствием взрыва».

Военные секреты СССР

По мнению Юты Рабе, истиной причиной гибели «Эстонии» является незадекларированный груз. Очевидцы подтверждают, что при погрузке видели военные грузовики, проследовавшие на паром без таможенного досмотра. В этот временной период Россия, как раз выводила воинские части и вывозила арсеналы с территории прибалтийских государств. Немудрено, что в хаосе и неразберихе могли «случайно потеряться» некие изделия, в получение которых были крайне заинтересованы западные спецслужбы.

Теоретически, это могло быть всё, что угодно от блоков наведения ракет, до автономных ядерных зарядов,  так называемых, «миниатюрных атомных бомб». Если принять во внимание железобетонный саркофаг, которым накрыли лайнер, то, скорее всего, речь идет о радиоактивных материалах или компонентах для производства химического, бактериологического и прочего оружия массового поражения.

Эстонский политик Эвелин Сепа, в свое время отказавшаяся ставить подпись под официальным заключением комиссии по расследованию кораблекрушения, подтвердила наличие негласного соглашения между Таллинном и Стокгольмом о продаже военных секретов бывшего СССР. Для этих целей дважды использовали «Эстонию». Третий рейс оказался последним. Документы составляют государственную тайну, поэтому разглашению не подлежат.

Относительно недавно в СМИ просочились и откровения офицера британской разведки Стивена Янга. Он подтверждает версию использования «Эстонии» для тайных перевозок уникального оборудования, доставшегося странам Прибалтики по наследству от развалившегося Союза. Собственно, для этих целей в 1993 году она и была переоформлена на другого собственника и получила другой порт приписки.

По версии бывшего сотрудника МI-6, в Кремле, очевидно, узнали о торговле военными секретами и предприняли меры по перекрытию канала утечки. Возможно, непосредственные исполнители неправильно рассчитали мощность зарядов или последствия взрывов. Скандинавы не стали поднимать шум, поскольку в этом случае пришлось бы признаваться во многих «грязных» вещах.

Родственники погибших продолжают стучаться в «закрытые двери», не оставляя надежду когда-нибудь узнать правду о гибели своих близких.

Читайте нас в: