В 2011-м британский аукционный дом Mullock’s выставил на продажу небольшой офорт малоизвестной художницы Эммы Лёвенштамм (1879-1941гг), название которого можно перевести, как «Шахматная партия между Гитлером и Лениным. Вена. 1909г». Подлинность сюжета подтверждали сразу три карандашных подписи на оборотной стороне картины – ее автора и двух изображенных персонажей. Разразился самый настоящий скандал. Данный факт позволял предположить, что несостоявшийся 20-летний художник подобно губке впитал в себя мысли и идеи вдвое старшего партнера, которые впоследствии легли в основу идеологии Третьего рейха.
Между тем, официальные библиографы категорически отрицают сам факт встречи двух исторических личностей. У него нет никакого документального подтверждения, в том числе, и среди многочисленных воспоминаний современников. Со своей стороны владелец гравюры представил неопровержимые доказательства реальности произошедшего события, изложенные на трехстах страницах. Эксперты аукционного дома с ними согласились. Жизнь полна случайностей, поэтому, теоретически, вероятность данной встречи достаточно высока.
Предыстория появления лота
Когда в Австрии начались погромы и преследования евреев, ее семья Эммы Лёвенштамм покинула Вену и эмигрировала в США. Незначительную часть имущества, включая офорт размером 38х50см и шахматы, которые на нем изображены, оставили экономке. Прошли годы.
Где-то в середине 1990-х правнук этой женщины — Феликс Эднхофер, — разбирая домашний архив, случайно наткнулся на искомую картину. Понимая его истинную ценность, он проделал колоссальную работу по поиску доказательств подлинности, как самого произведения искусства, так и сюжета, поскольку с исторической точки зрения он неидеален. Хотя бы потому, что Владимир Ульянов к 40 годам был практически лысым, а мужчина на картине имеет приличную шевелюру.
Приглашенные эксперты в самых разных областях знаний подтвердили соответствие бумаги и чернил указанному временному периоду, а также принадлежность работы к творческому наследию Лёвенштамм. Что касается подписей, то их подлинность оценили на 8 баллов из 10-ти. Поставить оценку выше попросту невозможно, поскольку столь старые образцы не сохранились, а с возрастом росчерк может многократно меняться.
Первая информация о существовании данной гравюры в одной из частных коллекций появилась в 1984-м. Потом о ней долго не вспоминали, и активно заговорили, когда сын Феликса Эднхофера в 2009-м решил продать отцовское наследие через аукционный дом. Говорят, что запрошенную сумму эквивалентную 100 тыс. долларов, он не получил. Торги прошли неудачно. Лот, дополненный аутентичной доской и фигурами, ушел только с третьей попытки неизвестному коллекционеру, причем продажная цена была незначительной – около 10 тыс. долларов.
Встречались или нет
Общеизвестно, что в ранней молодости Адольф Гитлер мечтал стать живописцем. Он дважды поступал в Художественную Академию Вены и оба раза неудачно. Преподаватели рекомендовали попробовать себя на другом поприще, скажем, в архитектуре. Однако, будущий фюрер нации не сдавался – зарабатывал на хлеб, продавая собственные акварели, и параллельно брал частные уроки живописи у той самой Эммы Лёвенштамм. В этот временной период она уже была состоявшейся, но малоизвестной художницей. Поговаривают, что дом ее семьи был своеобразной Меккой для вольнодумцев всех мастей, грезивших о переустройстве мира по собственным сценариям.
В 1909-м Владимир Ульянов заканчивает работу над своим главным философским размышлением «Материализм и эмпириокритицизм». Он колесит по Европе, посещая Женеву и Лондон, хотя, официально проживает в Париже. Кто знает, может некоторое время будущий «вождь пролетариата» провел и в Вене. Посещения кафе, в которых играли в шахматы и устраивали философские диспуты, было для него обыденным делом. А вот о любви Гитлера к этой древней игре практически ничего неизвестно.
Единственным косвенным доказательством можно считать книгу немецкого журналиста Херберта Граземана «Шахматы без партнера для специалистов». Он, в частности, пишет о том, что несостоявшийся художник подолгу засиживался в шахматных кафе. Их атмосфера настолько поглотила его внимание, что грозила стать образом жизни. Для бедного юноши без профессии и средств к существованию эта опасность была смертельной. Он преодолел себя и навсегда покончил с шахматами.
Автор утверждал, что привел сведения, полученные из первых рук. Ими поделился немецкий шахматист Адо Кремер (1898-1972гг), который в годы войны был заместителем рейхсляйтера Польши Ганса Франка. Якобы они нашли с Гитлером общую тему для беседы на одном из неофициальных приемов.
По всему выходит, что Адольф и Владимир, теоретически, могли пересечься в венском кафе и сыграть несколько партий в шахматы. Как сейчас модно говорить, Ленин нашел «свободные уши», в которые низверг лавину своих философских мыслей и идей. В конце концов, не сидели же они, молча. Семена упали на благодатную почву.
Гитлера сегодня почему-то принято сравнивать со Сталиным, хотя идеологическими «братьями-близнецами» они являются именно с Лениным. Достаточно сравнить два известных высказывания: «Морально всё, что необходимо пролетарской революции» и «Совесть – это химера, от которой я вас освобождаю».
И всё же ясности нет
Сам факт встречи двух одиозных личностей за шахматной доской, несмотря на обилие косвенных доказательств, по-прежнему вызывает сомнение. Во-первых, композиция офорта не аутентична. Гитлер совсем не похож на 20-летнего нуждающегося юношу. Он и выглядит старше, и одет в приличный костюм. Волосы стали стремительно покидать голову Ильича еще в 1894-м. Пятнадцать лет спустя, как пишут некоторые историки, он был лысым, как летучая мышь. Плюс ко всему, на картине он двигает фигуру левой рукой, хотя, в жизни был обычным правшой.
Во-вторых, нет никаких подтверждений тому, что Лёвенштамм давала частные уроки. Ни ее семья, ни она сама в деньгах не нуждались и благотворительностью не занимались. Вряд ли, порядочная еврейская девушка могла посещать заведения с сомнительной репутацией и лично присутствовать при встрече своего ученика с неизвестным мужчиной в парике. Еще менее вероятен тот факт, что после завершения работы над офортом она побежала искать своих героев, чтобы взять автографы.
В-третьих, существует точка зрения, что офорт создан в более поздний период, как реакция на события, происходящие в Германии после прихода к власти нацистов. Автор показывает, как два «дьявола», переставляют фигуры на шахматной доске, которые на самом деле олицетворяют являются судьбы отдельных людей, народов и государств.
Возражения сторонников противоположной трактовки событий обладают не менее здравой логикой. Речь идет о картине, не претендующей на фотографическую точность. Художница выстроила композицию с точки зрения целостного эстетического восприятия, допускающего отклонения от реального положения вещей.
Показанная встреча двух будущих тиранов необязательно должна была происходить в неком общественном заведении. Это вполне мог быть дом Эммы Лёвенштамм. Она сделала набросок двух мужчин, играющих в шахматы, подражая многочисленным живописцам эпохи Возрождения. Например, Джулио Кампи. Потом, когда они пришли в очередной раз, попросила расписаться «на память». Свои печатные работы В.Ульянов подписывал псевдонимом «Ленин», начиная с 1901 года. Поэтому всё выглядит очень логично.