Фатальная ошибка Феликса Держинского. Часть 1
В молодости он был идеалистом, дошел до фанатизма, а скончался разочарованным прагматиком. Феликс Дзержинский крайне негативно относился к великодержавной политике, но стоял у истоков спецслужбы, ставшей прочным каркасом империи нового формата. Он поклялся бороться с любыми формами насилия, но уничтожил сотни тысяч неповинных людей. Этот человек состоял из множества непримиримых противоречий, которые неким непостижимым образом долго уживались между собой. В одночасье всё закончилось глубочайшей депрессией, усталостью и опустошенностью. Легенду о «железном Феликсе» сочинили гораздо позже.
Женщины Дзержинского
Все истории любви Феликса Дзержинского были трагическими. Одной из гимназисток, устроившей публичную ссору из-за симпатичного парня, была Юлия Гольдман. Спустя восемь лет ради нее он приезжает в Швейцарию. Судьба отводит их совместному счастью ровно неделю. Девушка, страдающая от тяжелого недуга, умирает в мучениях, а ее возлюбленный всё это время неотлучно находится возле постели.
Во время первой ссылки Феликс встречает Маргариту Николаеву. Совместное влечение едва не заканчивается венчанием, но пылкий возлюбленный в порыве ревности грубо выталкивает из комнаты полицейского исправника. Молодых развозят на 400 верст.
Феликс писал: «Я Вас люблю, и так сильно, насколько способен и как никогда в жизни еще не любил» и «Боюсь, что дружба с женщиной обязательно должна перейти в животное чувство». Полгода они переписываются, пока, наконец, не встречаются вновь. Но Дзержинский так и не сказал нужных слов и … сбежал из ссылки. Николаева пыталась с ним связаться, но он попросил больше не писать.
В 1957-м уже после смерти «железного Феликса» в небольшой коробочке нашли 19 листочков, исписанных его рукой. Это были воспоминания о любви к Маргарите. Впервые их напечатали только в 2007-м.
Во время революционных событий в Варшаве (1905-1907гг.) Феликс пишет проникновенные письма еще одной возлюбленной — Сабине Фанштэйн. Их отношения прерывались арестами, и он безуспешно пытался их восстановить. Девушка так и не вышла замуж, прожив 89 лет. Она бережно сохранила письма друга и завещала похоронить себя с перстнем – его единственным подарком.
Младшая сестра Сабины также была тайно влюблена в Феликса. Из-за неразделенных чувств отравилась цианистым калием.
Поздней осенью 1910-го в краковском костеле Святого Николая Дзержинский сочетался законным браком с Софьей Мускат – девушке из состоятельной варшавской семьи, «зараженной вирусом» социал-демократических преобразований. Сразу после «медового месяца» ее арестовали. Будучи в заключении, в июне 1911-го она родила мальчика. Семья воссоединилась только через 8 лет, когда «пролетарский якобинец» уже возглавлял борьбу с саботажем и контрреволюцией.
Говорят, что любви, как таковой между ними не было. Скорее, это был брак по расчету. Сам Феликс Эдмундович объяснял его тем, что только такая жена могла быть настоящим соратником в революционной борьбе.
Каленым железом
В октябре 1917-го Дзержиснкого назначают комендантом Смольного, в котором разрабатывается план вооруженного захвата власти. Он показывает себя ответственным и принципиальным исполнителем, а также и идеалистом, способным во имя высшей цели заставить совесть молчать. Возможно, этим и объясняется последующее решение Ленина о назначении руководителя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией.
Она начала работать 7 декабря 1917-го. Среди первоочередных задач было предотвращение общероссийской забастовки госслужащих и борьба с пьяными бунтами, вызванными грабежами винных складов в Петрограде. Штатный личный состав насчитывал всего 23 сотрудника. Ставка была сделана на помощь «добровольных помощников». Изначально речь шла только о ведении предварительного следствия, но новый председатель добился создания отдельного вооруженного подразделения из 30 человек.
Первые полгода «комиссия Дзержинского» работала вдумчиво и сдержанно, если принять во внимание, что поставили к стенке «всего» полсотни «контриков». Первый показательный расстрел состоялся 24 февраля 1918-го. Принародно уничтожили известного столичного налетчика по кличке «князь Эбола».
В марте 1918-го советское руководство перебралось в Москву. Для размещения ВЧК сначала выделили здание на Поварской улице, а затем и на Лубянской площади. Первым большим «московским делом» стало уничтожение базы анархистов. Погибло 12 чекистов. Дзержинский писал жене в Швейцарию: «Я выдвинут на пост, находящийся на передовой линии огня. Я должен беспристрастно смотреть открытыми глазами на всю опасность положения и просто обязан быть беспощадным …».
Кстати, все заметили, что первые чекисты сплошь и рядом были одеты в кожаные куртки. Как оказалось, большевики нашли в Петрограде целый состав с обмундированием для военных летчиков – подарок союзников из Антанты. Куртки раздали сотрудникам ВЧК, чтобы как-то выделить их из общей массы. Была и прозаическая польза: на коже не заводились тифозные вши. Эта своеобразная униформа вскоре стала символом власти. В нее были облачены многие, в том числе, Троцкий и Свердлов. После Гражданской войны «кожанки», очевидно, закончились и для сотрудников ГПУ пошили новую форму.
Красный террор
Тем временем ситуация в стране резко осложнилась. Противники большевизма взялись за оружие. В июле 1918-го левые эсеры, протестовавшие против заключения «Брестского мира», убили в Москве представителя Германии — графа Вильгельма фон Мирбаха. В августе в Петрограде трагически погиб Моисей Урицкий, бывший председателем местной ЧК. В тот же день Фанни Каплан покушалась на самого Ленина.
Симметричным ответом на контрреволюционную деятельность стал знаменитый декрет Совнаркома о «красном терроре», в котором чекисты становились главным репрессивным органом. Еще до появления этого документа в Петрограде в течение недели расстреляли свыше 500 человек, в Москве — около 130. Всего в 1918-м «дзержинцы» ликвидировали 6.185 врагов революции, еще 14.829 — поместили в тюрьмы, 6.407 — отправили в концентрационные лагеря, а 4.068 — взяли в заложники. Борьба с контрреволюцией проводилась и внутри спецслужбы – расстреляли 60 человек.
Роль ВЧК в структуре Советской власти постепенно росла. В 1919-м году Николай Бухарин, Лев Каменев и Иосиф Сталин обвинили Дзержинского в стремлении единоличного принятия решений по управлению страной. Их опасения еще больше усилились, когда Ленин в марте 1919-года доверил ему еще и наркомат внутренних дел (НКВД).
Буквально через месяц коллегия нового ведомства принимает решение о создании целой системы лагерей принудительного труда, больше известной, как ГУЛАГ или Главное управление лагерей. В 1924-м Феликс Эдмундович пишет: «Наказание не имеет целью перевоспитывать преступников, а ограждает от него Республику». Похожие слова ранее прозвучали на процессе против самого Дзержинского, который прошел в Варшаве в 1908-м.
Противников советской власти расстреливали тысячами. В ноябре 1920-го нарком лично руководил ликвидацией «врангелевцев», оставшихся в Крыму. Официальная советская статистика говорит о восьми тысячах человек. В марте 1921-го жестко подавили восстание моряков в Кронштадте. Свыше двух тысяч расстреляли и еще около шести тысяч отправили в лагеря.
Исследователи уверяют, что первоначально Дзержинский выражал несогласие с подобными методами работы, когда вместо «классовых врагов» уничтожают неповинных «рабочих и крестьян». Однако, со временем «втянулся» и требовал расстреливать всех, кто занимается контрреволюционной агитацией. «Красный террор» оперативно свернули, когда возникла необходимость проведения новой экономической политики (НЭП).
Либерализация хозяйства железной рукой
В феврале 1921-го ВЧК ликвидировали. На его базе создали Главное политуправление (ГПУ), которое годом позже — после провозглашения СССР — трансформировалось в ОГПУ (Объединенное ГПУ). Дзержинский формально руководил ведомством до самой смерти, но его основное внимание переключили на развитие советской экономики. Потребовалась одна из его характерных особенностей – фанатично твердое претворение в жизнь политики партии.
Еще в апреле на него дополнительно «навесили» Наркомат путей сообщения. При восстановлении разрушенной инфраструктуры Ф.Дзержинский оперся на старых железнодорожников, которых возвращали из различных учреждений и армии. Удалось привлечь к работам свыше 100 тысяч человек, включая министра Временного правительства Александра Ливеровского.
В феврале 19240-год Дзержинский возглавил ВСНХ СССР, то есть, стал руководить всей экономикой страны. Сторонник НЭП, восстановления старых и создания новых производств, он провел радикальные реформы в металлургии, создал синдикаты и единый промышленный бюджет. Одновременно был противником необоснованного роста заработных плат, требовал дисциплины и самоотверженности в труде, а также просто ненавидел бюрократизм советских учреждений.
Последний день
Ранним утром 20 июля 1926-го Дзержинский уже был в рабочем кабинете. Ночь он провел за написанием разгромного доклада по проблемам экономики государства. В полдень состоялось выступление в Кремле. Докладчика неоднократно перебивали представители партийной оппозиции. В один из таких моментов он сказал: «Вот несчастье! Наши государственные деятели боятся благосостояния деревни. Но иначе нельзя добиться успехов в индустриализации страны».
Во время выступления Дзержинский периодически клал руку на область сердца, в чем окружающие подозревали ораторского прием. Закончив выступление, он покинул зал и лег на диван в соседней комнате. После оказания медицинской помощи стало легче. Через несколько часов сердце «железного Феликса» разорвалось.
При Сталине из него сделали легенду о «железном Феликсе», которому в 1941-м приписали слова о «чистых руках, горячем сердце и холодной голове». После развала СССР чаще стало встречаться словосочетание «кровавый Феликс».