История братьев-авиаторов Адамовичей, родившихся на белорусской земле и в 1934-м совершивших перелет из США в Европу, стоит того, чтобы о ней знали. В тот временной период прохождение по трансатлантическому маршруту было весьма опасным предприятием, поэтому счастливчиков, добравшихся до конечной точки пути, почитали, как национальных героев. Наверное, потому, что желающих рискнуть собственной жизнью было совсем немного. А среди этнических белорусов, кроме них, до появления реактивной авиации не было никого – ни до, ни после.
Из состоятельной семьи
Осип (1893г.р.) и Болеслав (1898г.р.) Адамовичи родились в деревне Янковщина на Вилейщине.
«Мы с братом самыми обычными людьми, интересовавшимися всем, что касалось авиаторов. Нам казалось, что их жизнь полна интересных событий и приключений. Нашего отца звали Юлиан Адамович. Он владел фермой, которая находилась в 40км к востоку от Вилейки, что примерно в 70км севернее Минска. Мать, которая, к сожалению, давно умерла, звали Анной. В раннем детстве еще жил дед Лука Адамович, который нас очень любил и часто играл.
В семье было трое сыновей – Бронислав (самый старший), Осип и я, а также сестра – Мария. Хозяйство состояло из нескольких гектаров пахотной земли и лесных угодий, которые назывались Пасеки и Березняки. Где-то посередине этой территории стоял дом. На отца постоянно работали два парня. Две девушки помогали в доме, а еще двое пасли скот. Было у нас четыре лошади, штук 25 коров, 15 свиней и 30 овец. На посевные и уборочные мероприятия дополнительно нанимали людей из деревни. Между собой говорили по-польски, а с работниками — по-белорусски. Обеими языками все члены семьи владели прекрасно. Я ходил в начальную школу в городке Крайск, а приходской костел находился в Ольковичах. По воскресеньям мы ходили на службы. Ярмарки и базары проходили в Крайске и Долгиново», — вспоминал Болеслав Адамович.
Пока младший из братьев учился, средний работал на почте, а также посещал курсы телеграфистов в Минске. Бронислав служил офицером в Русской императорской армии. После начала войны с Японией, он отказался ехать на фронт и направил императору прошение об увольнении, которое было удовлетворено. После этого, он эмигрировал в США и обосновался в Бруклине.
В 1907-м вслед за старшим братом за океан подался Осип. Они трудились на сахарной фабрике «Arbockler Brothers» и часть заработанных денег присылали домой. За несколько лет им удалось передать в Беларусь около одной тысячи долларов. В 1911-м в Соединенные Штаты поехал и Болеслав, а вот Бронислав, наоборот, вернулся на родину.
Бизнес за океаном
После окончания советско-польской войны и обустройства новой границы между государствами, имение Адамовичей на Вилейщине осталось на территории БССР, что вынудило Бронислава вместе с семьей возвращаться в Штаты. В СССР «на хозяйстве» осталась сестра Мария. Через непродолжительное время ее «раскулачили» и все имущество национализировали.
За океаном, наоборот, дела шли очень хорошо. В 1918-м Болеслав (Бен) и Осип (Джон) Адамовичи основали в Нью-Йорке предприятие по производству газированных напитков и содовой воды. Бизнес приносил хорошие деньги. Несколько забегая вперед, заметим, что позже эта предпринимательская деятельность приведет их на скамью подсудимых.
Где-то в 1928-м успешные бизнесмены из Беларуси решили осуществить детскую мечту и профессионально заняться авиацией. За несколько тысяч долларов они приобрели биплан «Waco» и начали учиться искусству пилотирования. Следует отметить, что в то время многие мечтали стать авиаторами и совершать подвиги в небесах. В СССР почти каждый летчик был национальным героем. В Западной Европе пилоты купались не только в лучах славы, но и в деньгах.
Одному из братьев пришла в голову идея перелета через Атлантический океан. В случае успеха они могли бы стать первыми этническими белорусами, добравшимися по воздуху из Нью-Йорка в Париж. Это была весьма опасная затея, которая ранее довольно часто заканчивалась трагедией. Адамовичи приобретают мощный и быстрый самолет «Bellanca J300» и начинают подготовку к перелету. Параллельно продолжают участвовать в различных авиационных шоу на территории США, а все призовые вкладывают в свое новое предприятие.
В результате денег на радиостанцию и автопилот все равно не хватило. Приходилось рассчитывать только на гирокомпас. 28 июня 1934-го уроженцы Беларуси взлетели с аэродрома вблизи Нью-Йорка и направились на Ньюфаундленд. На следующий день они улетели в Европу.
Национальные герои
Шли на высоте 4000 метров над облаками при хороших метеорологических условиях. Казалось, что перелет пройдет без проблем. Однако, самолет всё же обледенел, и пришлось снижаться до 1200 метров. Болтанка. Сильный встречный ветер. Топливо, вытекающее из поврежденного бензобака. Когда пилоты успешно приземлились в Нормандии, горючего в баках уже не было. Последние минуты они просто планировали.
Французы радушно встретили «американцев» и приняли их на самом высоком уровне. Далее они вылетели в Польшу, но из-за поломки совершили вынужденную посадку в Германии. Еще один перелет и своих национальных героев торжественно встречает Варшава. Бена и Джона принял премьер-министр страны и вручил высокие государственные награды. Затем были поездки по польским городам, множество встреч, почести и слава. Всё это время Адамовичи мечтали о посещении своей исторической родины, до которой уже можно было дотянуться рукой.
На территории Беларуси
В марте 1921-го по условиям Рижского мирного договора значительная часть территории Беларуси отошла к Польше. Родные места братьев-авиаторов оказались «на границе цивилизаций». Из Вильно Адамовичи поехали в Ольковичи и посетили тот самый костел, в которых ходили еще детьми вместе с родителями. Здесь их догнала неожиданная новость — американских пилотов официально приглашают посетить Советский Союз. Агентство «Интурист» подготовило для них программу пребывания в «первом рабоче-крестьянском государстве». 13 августа 1934-го братья посетили Посольство СССР в Варшаве. Оформили необходимые документы и спустя несколько недель уже подъезжали к Столбцам.
«Пассажиры поезда узнавали именитых гостей и восхищались их мужеством. Новость о приезде авиаторов молниеносно разошлась по городку. Поезд в Советскую Россию должен был отправляться только через 4 часа. Местные власти в лице начальника железнодорожной станции пана Мошчиньского, коменданта гарнизона капитана Пачковского и городского старосты Вежбицкого устроили национальным героям прием по высшему разряду…», — писало одно из польских изданий того времени.
Болеслава и Осипа пригласили в зал приемов в здании вокзала и угостили шикарным обедом. Перед отъездом в Советский Союз знаменитые пилоты сфотографировались на память с жителями Столбцов.
В Москве летчики пробыли несколько дней, в течение которых их опекали сотрудники польского посольства. В связи с тем, что именитые гости хотели посетить родные места, им разрешили выехать в Минск и выдали необходимые документы для нахождения в советской пограничной зоне.
На машине американские пилоты добрались до Крайска, где посетили родные места и повидались с сестрой Марией. Предварительно, ее дом наполнили разнообразными продуктами, а хозяйство – коровами, свиньями и курами. Районным властям приказали создать очередную «потемкинскую деревню», чтобы сформировать на Западе благоприятное впечатление о жизни колхозников в СССР. Пограничники, застава которых находилась в Крайске, «ходили на ушах»: иностранцы из Соединенных Штатов свободно гуляли по секретной зоне, в которую пускали далеко не каждого советского гражданина.
Впечатление от родной земли, разделенной границей, угнетало авиаторов. В начале ХХ века они выехали с территории Российской Империи, а в 1930-е приехали в родимый дом, части которого уже принадлежали разным государствам и мировоззрениям. Справедливости ради надо сказать, что в то время лишь единицы имели возможность побывать по обеим сторонам линии разграничения. Перед возвращением братья рассматривали возможность приобретения земельного надела на Виленщине с перспективой остаться на территории Польши, однако до этого так и не дошло.
Некоторые из старожилов помнят, как в середине 1930-х годов в Ольковичи приезжали какие-то известные личности «аж из самой Америки», которым «лично Сталин позволил съездить к родственникам за кордон».
Возвращение за океан
Визит закончился. Адамовичи вернулись в Польшу, продали самолет молодежной организации «LOPP» и выехали в Соединенные Штаты. Насчет дальнейшей судьбы этой машины существует несколько версий. Согласно одной из них, во время боевых действий в сентябре 1939-го ее использовали в качестве санитарного борта. Его подбили под Брестом и зачислили в список многочисленных немецких трофеев.
После возвращения в США Бен и Джон узнали, что американская прокуратура провела обыск на их фабрике и установила, что владельцы занимались нелегальным изготовлением алкоголя. В это время в Штатах действовал «сухой закон» и подобная деятельность была тяжким преступлением. Теневой бизнес, как правило, контролировала мафия.
Надо сказать, что ничего сверхординарного Адамовичи не изобретали. Они просто гнали самогон из картофеля, а «отходы производства» опрометчиво накапливали на территории фабрики. Не пропадать же добру. Оперативная информация об этом, как неизбежное следствие, дошла до правоохранителей.
В декабре 1934-го окружной суд Бруклина предъявил обвинение в нелегальном производстве алкоголя всем трём братьям Адамовичам. Процессов было несколько. Выкрутиться не удалось, и каждый получил по 15 месяцев пребывания в федеральной тюрьме.
После освобождения легенды авиации стали банкротами и зарабатывали на жизнь трудом на разных мелких предприятиях. Во время Второй мировой войны Бен и Джо служили во вспомогательных частях американской армии. Бронислав умер в 1941-м. Иосиф скончался в 1970-м. Через девять лет не стало и Болеслава. Упоминания о них исчезли из белорусской истории гораздо раньше.