Известные бренды, сотрудничавшие с нацистами во времена Второй мировой

На полках любого современного супермаркета покупатель без труда отыщет популярную продукцию многих известных западных брендов. Далеко не каждый догадается, что в годы Второй мировой войны они сколотили огромные состояния на эксплуатации рабского труда военнопленных, а также на поставках своей продукции Вермахту и войскам СС. Приведем лишь некоторые общеизвестные торговые марки, качеством изделий которых мы восхищаемся практически ежедневно: Nivea, IKEA, Nestle, Adidas, Puma, Ford, Audi, Peugeot, Volkswagen, Simens, Kodak, , Fanta…. В одном ряду с немцами находятся шведы, американцы, французы, швейцарцы и представители иных государств. Осознание этого делает героический труд наших работников тыла и солдатский подвиг на фронтах более осмысленным и значимым.

Рекламный плакат Кока-Кола Фото:ukranews.com

Они одевали солдат СС

Всю черную униформу для войск СС, а также экипировку для подразделений СА и Гитлерюгенда производило швейное предприятие, которым руководил основатель всемирно известной одноименной торговой марки Hugo Boss. На него работали десятки русских, украинцев, поляков, а также узники концлагерей многих других национальностей.

Вполне возможно, что он вступил в НСДАП исключительно ради спасения бизнеса, который в 1931-м уверенно шел ко дну на фоне общего экономического кризиса, поразившего Германию. Однако, в 1946-м в ходе, так называемого, «процесса денацификации», то есть, очищения всех сфер послевоенной жизни целого ряда западноевропейских стран от нацистской идеологии, был признан их пособником и поражен в правах. Попытки реабилитироваться путем выплаты огромных штрафов и компенсаций своим бывшим подневольным рабочим оказались безуспешными. Хуго Босс скончался в 1946-м, а все права на бренд перешли к его зятю – Ойгену Холи.

Справедливости ради следует заметить, что Босс только шил форму, дизайн которой разработал художник Карл Дибич. Этот, безусловно, талантливый человек является автором многих почтовых марок времен Третьего рейха, эмблемы Аненербе и некоторых воинских наград.

В этом ряду находятся и убежденные нацисты, приверженцы расовых идей фюрера братья Дасслеры, больше известные, как основатели корпораций по пошиву спортивной экипировки Adidas и Puma. В гитлеровской Германии они были основными поставщиками обуви для вермахта и войск СС.

Ford, Audi, BMW, Maybach и другие

Немецкая промышленность в 30-40-х годах прошлого столетия была неспособна самостоятельно обеспечить потребности армии в новых современных вооружениях, технике и боеприпасах. Для решения отдельных производственных задач создавались транснациональные компании, использующие международный капитал. Одна из них базировалась на производственных мощностях американского автогиганта Ford.

Генри Форд настолько открыто симпатизировал Гитлеру, что повесил его портрет в собственном кабинете, и не стеснялся носить на груди награды рейха. Со своей стороны фюрер поставил на рабочем столе фотографию заокеанского друга. Столь теплые межличностные отношения были основательно подкреплены сразу несколькими предприятиями по производству грузовиков, легковых машин и авиадвигателей, работавшими в Германии и оккупированной Франции. Всезнающая статистика уверяет, что за годы войны Ford поставил Вермахту свыше 70 тыс. транспортных средств различной грузоподъемности.

Практически все без исключения современные западногерманские автогиганты в описываемый временной период выпускали военную технику. Каждый второй армейский мотоцикл и двигатель имел маркировку «BMW». В корпорации «Mercedes» производили самолеты, авиамоторы, машины и многое другое. Монополия на танковые двигатели и силовые установки для иных тяжелых машин принадлежала компании «Maybach», которая сегодня специализируется на автомобилях премиального сегмента. Безостановочно работал на нацистов конвейер фирмы «Opel», уже тогда принадлежавшей американскому концерну «General Motors», автогигант «Audi», и другие производители.

Отдельно следует сказать о самом массовом немецком автомобиле Второй мировой войны — Volkswagen Kübelwagen (Typ 82), который был выпущен предприятиями Фердинанда Порше в количестве 50 тыс. штук. Эта машина повышенной проходимости (внедорожник) имела в основе платформу «народной модели» Volkswagen Käfer (Käfer по-русски «жук»), дизайн которой не только утверждался лично А.Гитлером, но и сам фюрер приложил руку к его созданию.

Volkswagen Kübelwagen (Typ 82) — военная версия Фольксваген Жук Фото:karopka.ru

В частности, он потребовал от Ф.Порше установить фиксированную продажную цену в одну тысячу рейхсмарок. Производитель предложил вариант без заднего стекла, которое существенно удорожало производство. Предложение было категорически отвергнуто. В конечном итоге «Фольксваген Жук» выпускался без изменений в течение 1939-2003гг. Общее количество «машин Гитлера» превысило 21 млн. штук.

На деньгах крови не видно

В своем знаменитом труде «Капитал» К.Маркс, в частности, написал, что имея перспективу получить от инвестиций 100-процентную прибыль, капиталист отбросит в сторону все моральные принципы и общепринятые нормы поведения. Что называется, «как в воду глядел».

Этот принцип в годы войны был наглядно продемонстрирован самым крупным на планете производителем фототехники и расходных материалов фирмой «Kodak». Свой немецкий завод она перепрофилировала на изготовление взрывателей для авиабомб. При этом основной рабочей силой были пленные солдаты, в том числе, и американские.

Параллельно заокеанские и британские предприятия гиганта активно снабжали свои армии фотоаппаратами, пленками и материалами для печати фотографий. Используемый рекламный слоган в данном контексте звучит довольно цинично: «С нашей помощью ваши семьи станут ближе даже на фронте».

Еще одним гигантом, сотрудничавшим с нацистским режимом, являлась «Coca-Cola». Основные производственные мощности находились в Кёльне и до национализации исправно снабжали популярным прохладительным напитком население страны и ее армию. Конвейер не останавливался и после перехода имущественных прав в руки гитлеровского правительства.

Фактически лишившись прямых поставок оригинального сырья, немецкие технологи решили заменить его молочной сывороткой и яблочным жмыхом. В качестве уникального названия выбрали слово «Fanta». Весьма неожиданно, правда? До конца войны «Фанту» продавали по всей территории рейха и поставляли вермахту. Сегодня права на популярную разноцветную  газировку принадлежат концерну «Кока-Кола». С его точки зрения, война не является поводом для ограничения прав потребителей, даже при условии, что ваша страна находится с некоторыми из них «в неприязненных отношениях».

Реламный плакат Фанты Фото:ww2info.es

Ещё одна заокеанская корпорация «Standard Oil» (сейчас ExxonMobil) разработала для Третьего рейха синтетический каучук и синтетическое топливо. Вторую мировую войну часто называют «битвой машин», которым жизненно необходим бензин или солярка. Немецкая армия испытывала острый дефицит сырой нефти, поэтому ее технологи с помощью американских коллег научились делать топливо из того сырья, которое было под рукой, то есть, из угля.

Продолжает этот список концерн «IBM», специалисты которого делали для нацистов оборудование контроля и учета для нефтеперерабатывающих и добывающих предприятий. Не упустила своей выгоды и корпорация «General Electric», заработавшая сотни миллионов долларов на поставках карбида вольфрама, необходимого военной промышленности при изготовлении бронебойных сердечников пуль и снарядов.

Героин, как лекарство от кашля

Во взаимовыгодном сотрудничестве с нацистами были отмечены и швейцарцы. Концерн «Nestle» поставлял солдатам  вермахта суповые концентраты «Maggi». Прелесть бульонных кубиков этой торговой марки наши домохозяйки узнали лишь спустя 50 лет после победы. Примечательно, что знаменитый производитель конкурировал за военные поставки с не менее известной германской компанией «Knorr». Помимо концентратов «Нестле» кормило гитлеровцев кофе, какао, молоком и прочими продуктами.

Суповые концентраты Магги для вермахта Фото:yandex.by

Конгломерат концернов I.G. Farbenindustrie, распавшийся в 1952-м на дюжину компаний, в числе которых BASF, Bayer, Agfa, Hoechst и другие крупные предприятия химической промышленности, в годы войны «прославился» бесчеловечными опытами над живыми людьми, включая детей. В частности, специалистам «Байера» принадлежат все права на изобретение таких лекарственных препаратов, как аспирин и героин. Совсем немногие знают, что вплоть до 1910 года последний из них продавался в качестве эффективного средства от кашля. Значительно позже обнаружили, что «лекарство» разрушает печень. Однако, в западногерманских аптеках им торговали вплоть до 1971-го.

Аптечный флакончик героина Фото:cdn.historycollection.co

Помимо «успехов» в синтезе героина, на Западе пытаются забыть еще одно изобретение медицинского концерна «Bayer», известного, как газ «Циклон Б». С его помощью были уничтожены сотни тысяч узников концентрационных лагерей смерти.

Ингвар Кампрад основатель шведской мебельной компании «Ikea» был активным членом партии нацистов в нейтральной Швеции. Он занимался сбором средств на поддержку похода Гитлера на Восток. «Раскаялся и сожалел» об этом лишь много лет спустя.

Косметическая компания «Nivea» весьма прилично заработала на поставках вермахту средств личной гигиены. Поисковые отряды, раскапывая места боев, часто находят знакомые металлические баночки синего цвета с белыми надписями. Обширная сеть супермаркетов «Metro» и вовсе основана бывшим эсесовцем Отто Бисхаймом, частенько стоящим на фотографиях за спиной А.Гитлера.

Основатель супермаркетов Метро справа от Гитлера Фото:i.obozrevatel.com

Своеобразный антирекорд Второй мировой войны принадлежит концерну «Siemens», выпускавшему длинный перечень электроники и механики, включая радары. Он известен тем, что использовал труд свыше 50 тыс. заключенных и военнопленных.

Приведенный перечень компаний, признанных пособниками нацистского режима, далеко не полный. Одни в сотрудничестве с Третьим рейхом искали финансовую прибыль, а другие – были идейными сторонниками нацизма. Еще есть сотни предприятий с оккупированных территорий, которые были вынуждены обслуживать интересы захватчиков. Среди них заводы «Рено», «Пежо» и «Шкоды».

Читайте нас в: