Кем был агент «Вертер», передавший план операции «Цитадель» СССР. Часть 1

Рассекреченные архивные документы свидетельствуют о том, что план летней кампании вермахта 1943 года оказался на столе кремлевского кабинета И.Сталина на несколько дней раньше, чем его увидел А.Гитлер. Советской разведке он обошелся в огромную по тем временам сумму – 500 тыс. долларов. Поражение немцев на Курской дуге кардинально изменило последующий ход войны. За несколько месяцев кровопролитных боев нацисты потеряли только убитыми до полумиллиона солдат, полторы тысячи танков и около двух тысяч самолетов. Нацистская Германия так и не смогла оправиться от столь сокрушительного удара. Агенты, имевшие такую высокую степень доступа к особо секретным и стратегически важным документам Третьего Рейха, по-прежнему засекречены. До недавнего времени был известен лишь один позывной «Вертер».

План «Цитадель» Фото:cs8.pikabu.ru

Некоторые исследователи считают, что берлинским резидентом советской внешней разведки в годы войны был скромный издатель Рудольф Рёсслер. В 1933-м после приходов нацистов к власти он переехал в Швейцарию и только в 1942-м самостоятельно пошел на вербовку. Агентурный псевдоним «Люци». Именно через него Москва получила план операции «Цитадель». Помимо него было еще множество бесценных документов, в числе которых и техническая документация на новейший танк вермахта Т-V «Пантера», впервые появившаяся на поле боя в сражении под Прохоровкой. Именно его западные эксперты считают лучшим средним танком Второй мировой войны.

Рёсслер не был коммунистом и банально торговал секретными сведениями, словно профессиональный аукционист. Предположительно, на него было завязано около двухсот весьма информированных источников. В открытой печати появлялся лишь имена «Вертера», «Тедди», «Билла», «Ольги» и «Анны». Вероятно, он их даже не вербовал, а использовал старые дружеские либо родственные связи. Как минимум, все очень любили деньги и всерьез задумывались о послевоенной жизни.

Изначально его постоянными клиентами были представители американской и британской разведки, но после предприимчивый издатель окончательно определился с предпочтениями в пользу одного покупателя – СССР. Очевидно, что в Кремле не скупились.

Рудольф Рёсслер Фото:welt.de

Московские кураторы для подтверждения достоверности сведений неоднократно требовали полного раскрытия сети с реальными данными агентуры. Резидент категорически отказывался. Более того, его собственное имя стало известно в разведуправлении НКВД только в конце 1944-го. Отрывочные сведения, исходящие от разведчиков-предателей, перебежавших на Запад, позволяют говорить о том, что перед самой кончиной в декабре 1958-го Рёсслер все-таки открыл тайну, которую хранил столько лет. Однако, никаких официальных комментариев на данную тему ни ФСБ, ни ГРУ МО не дает.

Архивные материалы по «Люци» настолько закрыты, что об их истинном содержании можно строить лишь предположения, основанные на множестве разрозненных косвенных фактов. Кем на самом деле мог быть «Вертер», сфотографировавший план «Цитадель», на котором уже стояли подписи генералитета вермахта, и оставался последний штрих – подпись А.Гитлера? После этого пленки нужно было еще передать через «Ольгу» в Швейцарию.

Лет пятьдесят назад журналисты авторитетного западногерманского журнала «Der Spiegel» проводили собственное расследование деятельности Рудольфа Рёсслера. Они утверждали, что советский резидент имел всего одного, но очень высокопоставленного осведомителя, который был ему чем-то очень обязан еще со времен Первой мировой войны. Остальные 199 агентов существовали лишь виртуально и служили источником получения дополнительной прибыли.

Между этим, выступая в Нюрнбергском трибунале, генерал А.Йодль, возглавлявший оперативное командование вермахта, в частности сказал: «О наших планах на Курской дуге Сталин знал гораздо раньше, чем они попали на мой стол». Это лишь косвенное подтверждение реального существования «Вертера».

Разведка и секс

В нейтральной Швейцарии у советской разведки была еще одна группа, возглавляемая Шандором Радо («Дора»). В своих воспоминаниях об этом периоде он искренне удивлялся оперативности получения сведений из ставки Гитлера. Чтобы реализовать оперативную бесперебойную передачу данных, необходима целая курьерская служба доставки, денно и нощно курсирующая по маршруту Берлин-Люцерн и обратно. Это нереально.

Рёсслер точно не был радистом и никогда передатчиков в глаза не видел. Можно предположить, что берлинский агент связывался с неким доверенным лицом в Швейцарии, которое относило шифровки резиденту, а тот переправлял их «Доре» для окончательной отправки в Москву. Выглядит реально, но сомнительно. Чем длиннее цепочка, тем выше вероятность провалов и разоблачений, которые иногда случались.

Активность советской разведки, безусловно, была отмечена Абвером. В 1943-м в Женеву отправили кадрового контрразведчика Ганса Петерса. Коллеги за глаза частенько называли его «офицером для постели». Он действительно был неотразим и укладывал женщин в постель, как теперь говорят, в десяти случаях из десяти. В этот раз его целью была 23-летняя Маргарита Болли – радистка Шандора Радо.

Петерс работал профессионально, поэтому уже через несколько ночей пылкой страсти имел название книги, использовавшейся для шифрования сообщений – «Всё началось в сентябре». Так совпало, что для Болли всё действительно началось в сентябре, а закончилось в октябре. Цепочку разматывали недолго, но других контактов Рёсслера выявить не удалось. Весной 1944-го его арестовали спецслужбы Швейцарии.

Абверу позарез нужен был «крот», имевший доступ к особо секретным документам. Однако, «Люци» на допросах был нем как рыба. Швейцарские власти не реагировали на запросы нацистов о его выдаче, справедливо полагая, что война стремительно приближается к логическому концу. Спустя несколько месяцев, не найдя прямых доказательств нарушений местного законодательства, Рёсслера отпустили. Любвеобильная Маргарита получила 9 месяцев условно и 500 франков штрафа.

Советские, а после и российские журналисты пытались отыскать ее в Базеле. По сведениям адресной службы, она переехала в этот город в 1956-м и… растворилась. Возможно, вышла замуж, полностью поменяла документы, оборвала прежние связи, контакты. В общем, был человек — и нет человека. Разыскать ее не удалось. А жаль. Она была единственной, кто кроме «Люци», знал о существовании «Вертера» и имел о нем некие установочные данные. Он точно входил в ближайшее окружение А.Гитлера. Присутствовал на закрытых совещаниях в узком кругу. Свободно перемещался по рейхсканцелярии и другим государственным учреждениям Третьего рейха. Кто же на самом деле скрывался под этим именем?

Продолжение

Читайте нас в: