История «капитана Татьяны» или боевой путь легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман»

О французских летчиках полка «Нормандия-Неман», сражавшихся на фронте в одном строю с советскими пилотами, слышали многие. На основе реальных событий в 1960 году сняли одноименный фильм с Николаем Рыбниковым в одной из главных ролей. Примечательно то, что все показанные события происходят на территории Беларуси, а герой Рыбникова – капитан Тарасенко – или, как его называли союзники «капитан Татьяна» после войны долгое время работал в Гомеле простым завхозом обувной фабрики. Правда, в реальности его звали Василием Серегиным.

Фото:hb.bizmrg.com. Моноплан.

Свободная Франция

В июне 1940г. в рамках национально-освободительного движения «Свободная Франция» были созданы первые регулярные воинские части под общим командованием Шарля де Голля. Когда при поддержке англичан они захватили одну из сирийских авиабаз нацистов, то в составе французских сил появились две авиагруппы. Впоследствии часть этих летчиков зимой 1942г сформировала костяк эскадрильи «Нормандия». Первым командиром новой боевой части стал Жозеф Пуликен. В 1920г. ему довелось побывать в России в составе объединенных сил стран Антанты, принимавших участие в интервенции.

Французские авиаторы представляли гремучую смесь из различных убеждений и социальных происхождений: маркизы, виконты, работяги, крестьяне, а также представители «белорусского народа».
Например, лейтенант Константин Фельдер происходил из богатой еврейской семьи. Его дед Леонтий построил первые трамвайные в Белостоке, который тогда входил в Гродненскую губернии. Аналогичную заявку он подал и в Витебске, но реализовать замысел не успел из-за начавшейся революции.

После капитуляции Пятой республики Фельдер бежал в Африку, но его корабль потерпел крушение и всех, кому удалось спасти, захватили боевики мятежного генерала Франко. Вторая попытка присоединиться к силам «Свободной Франции» вновь оказалась неудачной и закончилась каторгой. После прихода союзников он обрел свободу и стал одним из добровольцев пожелавших отправиться на войну в СССР.

Еще одна колоритная фигура — Игорь Эйхенбаум — сын Всеволода Волина-Эйхенбаума, одного из лидеров анархистов. В свое время Волин занимался идеологическими вопросами в армии батьки Махно, а после ее разгрома эмигрировал. Игорь служил авиамехаником на Мадагаскаре. Отказался воевать на стороне нацистов, был арестован, но смог сбежать. Вместе с товарищем они захватили старенький параплан. Не имея опыта пилотирования, как-то дотянули до материка, и после нескольких недель пути добрались до границы Советского Союза.

В эскадрилье Эйхенбаум переводил боевые уставы на французский. Параллельно исполнял роль штатного летописца «Нормандии». В целом, на протяжении войны в составе летной части смогли повоевать более десяти пилотов — выходцев из дореволюционной эмиграции.

На войне, как на войне

Французских летчиков сразу «посадили» на новенькие истребители «Як-1». Они только начали поступать в авиационные полки, и уже доказали свое преимущество в воздухе. По маневренности, мощности пулеметно-пушечного вооружения, надежности и скорости советские машины превосходили противника. Освоив непривычную для себя технику пилотирования, французы стали настойчиво проситься на фронт. Эскадрилью включили в состав ВВС Западного фронта, наступавшего в направлении Белоруссии.

Фото:gp.by. Василий Георгиевич Серёгин.

Первые болевые вылеты состоялись весной 1943- го. Истребителям «Нормандии» поставили задачу по прикрытию пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в районе, действующим в районе Витебска. Практически сразу пошли потери — во время «свободной охоты» погибли сразу три французских пилота.

По неким причинам советское командование подобное положение вещей не устраивало, и оно перебросило эскадрилью в 303-ю авиадивизию, сделав составной частью 18-го гвардейского истребительного полка.
В этом полку служил капитан Василий Серегин. В бою он отличался неизменной отвагой, а в свободное время — веселым характером и пристрастием к пению. Очевидно, эти качества импонировали жизнелюбивым иностранным пилотам, поэтому совместные посиделки «за рюмкой чая» стали своеобразным ритуалом, которым отмечали каждый успешный вылет. Случай, показанный в фильме «Нормандия-Неман» (1960), действительно имел место — французским летчикам очень понравилась песня о Татьяне в исполнении Серегина. После чего из-за сложности произношения фамилии к нему приклеилось прозвище «капитан Татьяна».

Над белорусской землей

К лету 1943-го, благодаря постоянному притоку добровольцев, «Нормандия» разрослась до полка. Он воевал на Курской дуге, где потерял еще одного командира — майора Жана Цюляна. Французам удалось впервые в истории Второй мировой сбить немецкий разведчик «Фокевульф-189», которого солдаты называли «Рамой» из-за характерной формы фюзеляжа. Он летал очень высоко, и долгое время представлял собой труднодоступную цель.

Фото:smolbattle.ru. Летчики.

Затем были бои в небе Беларуси. Из 14 летчиков, прибывших в полк в составе второй группы пополнения, к концу осени 1943-го осталось только четверо. 13 октября возле Горок сбили истребитель Мориса Боно, прибывшего с Мадагаскара. Он стал первым из французов «Нормандии», погибших на нашей земле. Похоронен в деревне Стефаново.

В небе над Ленино дюжина истребителей советского и французского полков встретили до полусотни вражеских самолетов, прикрывавших бомбардировщики. В ходе боя шесть «юнкерсов» удалось сбить. Два из них на боевом счету Василия Серегина — «Татьяны».

Неожиданно командование дивизией приняло решение отстранить от несения службы французских механиков. Их дисциплина изначально была на крайне низком уровне. Один из них, самовольно отлучившийся с аэродрома и задержанный руководством своего полка, искал поддержки у советских друзей: «Товарищи! Посмотрите, как французские буржуа издеваются над коммунистом!». Еще один казус произошел при выводе «Яка» на руление. «Бравые вояки», находившиеся «подшофе», держались за хвостовое оперение, чтобы сохранять равновесие. Пропустили момент взлета и взмыли в небо. К счастью, на линии полета оказалось болото, которое фактически спасло их жизни.

29 мая истребитель командира эскадрильи Марселя Лефевра над Витебском вступил в неравный бой с превосходящими силами противника и вышел из него с серьезными повреждениями. Ему удалось дотянуть до полосы и посадить израненную машину, полностью охваченную пламенем. Спасти жизнь пилоту не смогли. Посмертно ему первому из летчиков «Нормандии» присвоили звание Героя СССР.

Только за одни сутки, 26 июня, в ходе операции «Багратион» полк совершил 74 боевых вылета. Сбито 8 фашистов. Один пилот погиб. 30 июня был подбит Бруно де Тьерри. Ему удалось спасти машину, приземлившись на своей территории. Прихватив механика Астахова, он вернулся к самолету на двухместном «Яке». В полевых условиях устранить повреждения не удалось. Пришлось возвращаться на базу. Во время полета наткнулись на немцев. Были подбиты, но сели на наших позициях. Полученные раны были несовместимы с жизнью. Во время битвы за Беларусь произошла еще одна трагедия, показанная в художественном фильме. При перелете на новое место дислокации Марис де Сейн «прихватил» с собой механика Владимира Белозуба, посадив его в грузовой отсек. Неожиданно возникла аварийная ситуация, во время которой от ядовитых паров топлива, заполнивших кабину, летчик потерял зрение. С земли приказали покинуть самолет. Он отказался выполнить приказ, поскольку механик летел без спасительного парашюта. Французский аристократ сделал всё, чтобы спасти простого советского крестьянина. Они разбились. Похоронены в одной могиле.

3 июля был освобожден Минск. 24 августа в полк «Нормандия» пришла весть об освобождении союзниками Парижа. Далее французских летчиков ждали тяжелые бои в Прибалтике. 28 ноября 1944 года полку было присвоено почетное наименование «Неманский». С тех пор он и стал называться — «Нормандия-Неман».
Французы пользовались большим успехом у наших женщин. У Марселя Альбера, будущего Героя Советского Союза, был роман с Ниной Горчаковой из штаба 301-й авиадивизии. Когда летчик начал собираться в отпуск, то беременная девушка решила, что ее бросают. И застрелилась. Этот эпизод должен был войти в фильм, но из-за протестов ветеранов полка был вычеркнут. Только один пилот, Александр Лоран, увез с собой во Францию «советскую» жену.

12 апреля 1945 года полк «Нормандия-Неман» сбил свой последний немецкий самолет. Пилот Жорж Анри в воздушном поединке победил знаменитого немецкого аса Гюнтера Шака, на боевом счету которого было 174 победы. Но по возвращении на аэродром Анри убил осколок вражеского снаряда.

Такие разные судьбы

В июне 1945 года полк стал возвращаться во Францию. Вылетели на своих боевых «Яках», подаренных советским командованием. В числе сопровождающих лиц был и Василий Серегин. На торжественном обеде в честь полка «Нормандия-Неман», данным Шарлем де Голлем, он сидел напротив легендарного генерала на кресле с табличкой «Капитан Татьяна».

Фото:rusoch.fr. Летчики-ветераны

Семьи всех 42-х погибших летчиков получили денежные компенсации. Четверо «нормандцев» удостоились высшей награды нашей родины — Золотой Звезды Героя. А вот Серегину свою Звезду не получил, хотя соответствующее представление имелось. Как-то на одной из «посиделок» высокий начальник по-хамски повел себя с девушками из батальона аэродромного обслуживании. Летчик указал ему на недопустимость подобного поведения. Надо полагать, не в дипломатической форме. Это ему запомнили и не простили.
В 1947 году Серегин обратился с просьбой рассмотреть это дело лично к Василию Сталину и через год получил звание Героя СССР.

В 1958 году он уволился в запас в звании полковника. Устроился простым заведующим складом на гомельскую обувную фабрику «Труд». Поселился неподалеку — на улице Портовой, отстроенной только к началу 60-х из послевоенных руин. Стал прототипом героя и одним из консультантов кинофильма «Нормандия-Неман». Главным же консультантом был Игорь Эйхенбаум – глава ассоциации ветеранов полка.
В 1968 году на новогоднем телевизионном «Огоньке» «капитана Татьяну» представили, как «Сергеева». Очевидно, чтобы не возникало ассоциаций с Владимиром Серегиным, разбившимся в одном самолете с Юрием Гагариным. С тех пор Василий Серегин от публичных выступлений наотрез отказался. Говорят, что из-за этого его имени нет в книге белорусских Героев Советского Союза.

Легендарный летчик, навсегда вошедший в истории сразу трех государств, скончался в августе 1996 года, пережив жену, трех сыновей и внука – бойца ОМОН, погибшего в перестрелке с профессиональным киллером. Мэр Парижа, почетным гражданином которого являлся «капитан Татьяна», узнал о его смерти через несколько месяцев. Награды героя на похоронах не несли — они исчезли.

Что касается полка «Нормандия-Неман», то, в отличие от многих других авиационных частей, он не был расформирован после войны. Начиная с 90-х годов, он побывал в Руанде, Югославии, Кот-д’Ивуаре, Чаде, Судане, ЦАР, Мали. В 2009 году часть была сокращена до штата мирного времени, но через два года вновь укомплектована по боевому расписанию.

Летом 2018 француз Жонас Берта совершил велопробег из города Мон-де-Марсан, где сегодня дислоцируется «Нормандия-Неман», до Минска. Его многочисленные единомышленники считают необходимым сохранить память о героическом пути полка и белорусско-французском боевом братстве, ставшем неотъемлемой частью борьбы народов мира против нацистов.

Читайте нас в: