Сегодня никто точно не может сказать, почему один братский народ по территориальности делится на «бульбашей», «хохлов» и «москалей»? Некоторые считают, что первые питаются исключительно картошкой, вторые – живут только там, где хорошо, а третьи – это имеют какое-то отношение к Москве, даже если там никогда не были. Хотя, немало и других теорий.
Сегодня нет более «белорусского» продукта, чем картофель. Это наш неофициальный символ, популярный персонаж фольклора и даже особый критерий трудолюбия. Если бульба не посажена на загородном участке, пусть даже обустроенном в лучших традициях ландшафтного дизайна, то от окружающих вы не получите другой оценки, кроме отрицательной. Многие даже искренне убеждены, что именно Беларусь является ее родиной. Хотя, само по себе слово имеет латинское происхождение: «bulbus» — это корнеплод. Но истина где-то рядом.
По воле Божьей
Общеизвестно, что Петр I не только завез в Россию картофель из Голландии, но и издал указ о его выращивании, который был воспринят крайне негативно. Первой восстала Церковь, иерархи которой называли неизвестный овощ «плодом блудниц», «плевком дьявола» и «чёртовой силой» (созвучно с немецким «крафт тойфельс»). На протяжении 1755-66г. Сенат рассматривал вопросы разведения картофеля, как минимум дважды в год. Тщетно.
Людей, в принципе, можно понять. Как правило, они употребляли в пищу «вершки», а не «корешки», отчего количество отравлений и смертей было достаточно высоким. Естественным образом возникало мнение, что «католики хотят уничтожить православных». Противилось и высшее общество, ориентированное на Францию. В энциклопедии 1765 года написано, что корнеплоды картофеля представляют собой грубую пищу, пригодную для употребления лишь нетребовательных желудков, то есть, «еда для низшего сословия». Ситуацию не могли переломить вплоть до середины просвещенного XIX века.
В России 1839 год был неурожайным, а весной 1840 года почти повсеместно погибли всходы озимых. Начинался голод, который сопровождался массовыми народными восстаниями. Николай I издал указ, который предписывал незамедлительно приступить к повсеместной посадке картофеля на всех свободных землях. Выдача семенного материала производилась на безвозмездной основе. Среди требований, подлежащих беспрекословному исполнению, было указание довести объем посевных площадей из расчёта будущего урожая — 4 меры на одну душу населения.
В этой связи следует напомнить следующий интересный момент. Когда во время первой русско-польской войны (1654…1667гг) войска царя Алексея Михайловича Романова зашли на современную территорию Белоруссии, то неожиданно для себя увидели, что местное население питается некими неизвестными корнеплодами, которые называли «бульбой». Все-таки Великое Княжество Литовское и Речь Посполитая в средние века считались просвещенной Европой, которая узнала о «заокеанском овоще» примерно на 100 лет раньше, чем царство Московское.
Поскольку речь шла не только о захвате территорий, но и о борьбе православия с католицизмом и униатством, то впервые для презрительного обозначения «еретиков-униатов», поедающих «дьявольские латинские плоды», был использован термин «бульбаши». «Истинные христиане» (Московского патриархата) должны были очистить себя от скверны.
Картошка надолго пропала из рациона «обрусевших» белорусов, а прозвище осталось. Примечательно, что в своей поэме «Новая земля» (1911…1923гг) Якуб Колас вспоминает о ней лишь дважды, а слово «хлеб» употребляет в двадцать раз чаще. Это всего лишь показатель того, что даже в начале XX века современный «белорусский хлеб» в массовом сознании таковым не являлся.
О пользе коллективизации
Первая мировая, Гражданская война, всеобщая разруха, продразверстка, продналог и последующая коллективизация привели к сокращению частных земельных наделов и острой нехватке продовольственного зерна. Не будем забывать, что территория Белоруссии находится в зоне рискованного земледелия, поэтому неурожаи зерновых культур являются скорее повседневной обыденностью, чем исключением из правил.
В такой ситуации маленькие клочки земли, оставшиеся в собственности крестьян, просто физически не могли прокормить их семьи. Не будем также забывать, что войны серьезно сократили мужское население республики, и выполнять тяжелую работу было некому. Это была главная причина, из-за которой местное население повсеместно перешло на разведение и выращивание картофеля.
Народная мудрость позволила выжить людям и в годы Великой Отечественной войны. После ее окончания все свободные посевные площади отдали картошке. Стояла задача – накормить население. Немногие знают, что последний голодный год пришелся, как раз на 1946-й. Зерновые погибли, закупить пшеницу было негде и не за что, а «белорусский хлеб» вырос вопреки всему.
Сегодня по производству и потреблению картошки в пересчете на душу населения Беларусь является мировым лидером и находится вне досягаемости для конкурентов. У нас даже младенцы съедают полкилограмма в день. Ни одна кухня мира не имеет столько картофельных блюд. Одних драников — несколько десятков, а точнее их никто не считал. Если вас называют «бульбашом», значит, завидуют. Пока есть картошка, нам ни голод, ни прочие катаклизмы не страшны.