Одной из самых обсуждаемых на данный момент тем в Беларуси является судьба Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова. После вынесения приговора (а произошло это 30 ноября 2011 года) почти мгновенно был поднят вопрос о написании прошения о помиловании для осужденных. Тем не менее, дальнейшие события общественность удивили. С тем же упорством, с которым Ковалев и его близкие начали кампанию по штурму комиссии по помилованию при Президенте Республики Беларусь и иных государственных органов, а также международных организаций, Коновалов от прошения о смягчении наказания отказался.
27 января генеральный прокурор Беларуси Александр Конюк, сообщил, что приговор в отношении себя Коновалов признаёт законным, а об отказе о помиловании Дмитрий заявил еще 19 декабря членам специально созданной комиссии. По словам Конюка о том, что возможно написание прошения о помиловании на имя президента, Коновалову напоминали дважды, и дважды он отказался воспользоваться этим правом. Поэтому сейчас вопрос о помиловании стоит только в отношении Владислава Ковалева. 7 декабря прошение о его помиловании было подано, однако дата заседания комиссии пока неизвестна.
Так какие же шансы имеет Ковалев?
Немного фактов и статистики. Согласно опубликованным данным Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси, с 1998 по 2010 год было вынесено 102 смертных приговора, до 1998 года количество решений суда с приговором «высшая мера» неизвестно. В 2011 4 человека были приговорены к расстрелу. В 2009 году к смертной казни приговорили:
- Андрея Жука (за вооруженное нападение и убийство мужчины и женщины)
- Василия Юзепчука (за убийство шести пожилых женщин) – оба казнены в 2010.
В 2010 к расстрелу были приговорены два гродненца — Андрей Бурдыко и Олег Гришковец за совершение тройного убийства. В исполнение приговор был приведен в 2011 году. Причем просьба о помиловании, поданная в начале 2011 года после вынесения приговора Бурдыко и Гришковцу Александром Лукашенко была отклонена.
Достоверно известно, что за весь срок своего президентства Александр Лукашенко только один раз подписал просьбу о помиловании и заменил смертную казнь 20 годами лишения свободы в 1996 году. При этом не сообщается, кого именно помиловал президент Беларуси.
Говорить о том, что помилование необходимо ввиду «меньшей вины» Ковалева? Существует мнение, что если с Коноваловым «всё ясно» — он непосредственный исполнитель теракта, то Ковалев имеет всего лишь «скромный» послужной список: в эпизоде по взрыву в минском метро суд расценил помощь Ковалева Коновалову в приведении в боевую готовность бомбы, предоставление ему своего телефона для звонков, покупку газеты «Из рук в руки» как соучастие в теракте. Ковалев заранее знал, что Коновалов едет взрывать метро. Также Ковалев виновен в приобретении тротила для Коновалова.
Напомним, что от взрыва смертельные ранения получили 15 человек. Большинство из них погибли на месте. Более 200 пассажиров получили ранения различной степени тяжести. И тут возникает вопрос. Если несколько лет назад убийство с отягчающими обстоятельствами двух-трёх человек было преступлением, соответствующим смертной казни, то отчего сегодня 15 смертей и более двухсот искалеченных людей (не говоря уже о моральных травмах у очевидцев и «побочных» стрессов у родственников, которые не могли дозвониться своим близким и в слезах смотрели на кровавые кадры с места события. Кто считал эти сердечные приступы, гипертонические кризы и т.д.?) – отчего всё это не является достаточным основанием для отклонения помилования?
Таким образом можно сделать вывод, что шансов у Ковалева очень мало и скорее всего в ближайшее время прошение о помиловании будет отклонено и приговор будет приведен в исполнение.