«Охотники за скидками» или нужна ли «черная пятница по-беларуски»

210

Ежегодной традицией последних десятилетий в США стала так называемая «черная пятница», день рекордных скидок и коммерческих предложений. Термин «черная пятница» был введен в употребление в США водителями в 60-е годы прошлого века, поскольку все главные улицы были просто запружены машинами и пешеходами, начавшими свой торговый сезон. Ритейлерам же этот день обещает карманы, набитые «по-черному»

Не успев толком отпраздновать день благодарения в четверг накануне, американцы бегут выстраиваться в очередь.

Стоящие в очередях «охотники за скидками» в погоне за экономией, готовы ждать и по 20 часов. А многие крупные торговые сети, как WalMart или Toys’R’US  начинают распродажи уже в полночь или даже накануне вечером. Скидки колоссальные: если в обычный день единица продукции стоит 100-200 долларов, то в «черную пятницу» эту же единицу продукции  можно приобрести за 20 долларов.

Есть в этом и большие минусы, например, как управлять толпой, которая сметает все на своем пути?  В этом году были и драки в Толедо, и затоптанные толпой люди в штате Мичиган, и вооруженное ограбление в Калифорнии, а также полиции пришлось применять слезоточивый газ. А в Лос-Анджелесе к перцовому распылителю прибегла покупательница — она опрыснула им своих конкурентов, чтобы первой добежать к прилавку отдела электроники.

Как правило, по бросовым ценам выставляются товары лишь для первой десятки покупателей, а то и меньше, поэтому соревнования за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах нередко заканчивается давками, драками, а то и стрельбой. Людская жадность и желание сэкономить просто поражают, они не знают границ.

Возможно ли такая ситуация в нашей стране?  Взять во внимание хотя бы тот факт, что наши люди за 5% скидками и желанием сэкономить  200 белорусских рублей готовы стоять в очередях сутками. А если бы существовала такая пятница, то у белорусов, впрочем, как и россиян, украинцев и иных представителей бывшего Союза, от головокружительных скидок сорвало бы крышу. Драки — стали бы цветочками, по сравнению с тем, к каким бы печальным последствиям такая распродажа могла бы привести. А еще экономическая ситуация в стране подлила бы масла в огонь.