Беларуси придется сократить импорт лекарственных препаратов, закупка которых производиться за государственный счет. Как альтернативный вариант: выделение на эти цели средств, способных компенсировать инфляцию. Суммы, которые предусматривались на закупку импортных лекарственных средств, не смогут обеспечить потребности населения в полном объеме. Об этом заявил директор Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Алексей Пряхин.
Данный «лекарственный кризис» объясняется девальвационным процессом. Поскольку бюджет на закупку импортных медпрепаратов рассчитывался в рублях по ценам, которые действовали на момент его формирования.
Как решение данной проблемы рассматривается импортозамещение. Однако его достаточность все еще остается под вопросом. А. Пряхин утверждает, что импортозамещение способно заменить только препараты массового потребления, чего нельзя сказать о современных инновационных препаратах.
Иновационные препараты имеют высокую защищенность патентами, их производство достаточно сложно и требует огромных затрат. Но именно такие лекарства используются для лечения многих тяжелых заболеваний, в первую очередь, онкологических.
«Разумеется, ни одна страна мира не может обойтись без импорта медпрепаратов, и здесь Беларусь не исключение», – говорит А. Пряхин. Он справедливо считает, что мировой фармацевтический рынок давно ушел далеко вперед. Небольшому государству с молодой фармацевтической промышленностью не под силу догнать крупные фармацевтические корпорации.
Ситуация осложняется еще и тем, что в некоторых случаях импортозамещение подразумевает под собой переход на менее современные препараты. Если онкобольных переведут на менее эффективные препараты, смертность в республике по отдельным группам заболеваний может значительно вырасти, как считает А. Пряхин.
Отсюда вывод: полностью заменить импорт дорогостоящих медпрепаратов в Беларуси невозможно.
Плюс к этому остается актуальной проблема уменьшения объемов закупки дорогостоящих импортных медикаментов. В следствие чего возникает ряд вопросов этического характера.
Непонятно, как будут распределяться эти лекарства между больным. И какой критерий нуждаемости будет установлен среди больных онкологическими заболеваниями на последней стадии.
А. Пряхин считает, что такое решение сильно скажется на кошельке населения. Сейчас сумма расходов на лекарства на одного человека и так составляла 70 долл. США. Что очень далеко от уровня обеспечения лекарственными средствами, характерного для развитых стран. К которым мы, кстати, относимся.
Таким образом, экономия на незаменимых лекарственных препаратах – несомненно значительный откат качества жизни населения далеко назад. Если импорт лекарственных средств ужать с 75% до 50%, возможна социальная катастрофа.
Средством борьбы со своеобразным лекарственным «дефолтом», по мнению А. Пряхина, должна стать оптимизация затрат на госзакупки импортных препаратов. А именно: укрупнение поставок, что сэкономит 20% (уменьшить затраты на таможню и лабораторию). Для этого необходимо работать над совершенствованием логистики закупок, тщательно изучать конъюнктуру рынка и отслеживать его динамику.