Британский мальчик побывал в Минске
Карл Бромвич прибыл из Йоркшира в Белоруссию и присоединился к отряду советских скаутов, или по-нашему — пионеров. Он рассказал корреспондентам GuardianWitness о том, как сам поднимал красный флаг, пел песни у костра и обсуждал с товарищами цены на молоко.
Пионерские лагеря являлись основным местом летнего отдыха юных советских граждан. Весь процесс контролировался Всесоюзной Пионерской Организацией имени В.И. Ленина. Подобные социальные институты до сих пор существуют в странах с коммунистическим строем — Китае и Северной Корее.
В период с 1960 года по 1970, согласно данным архивов, более чем 10,000 советских пионеров, а так же дети из других стран отдыхали каждое лето в лагерях СССР. И один из этих иностранных ребят и есть англичанин Карл Бромвич — парень из Йоркшира, который рассказал нам о том, как он провел свои каникулы в советском пионерском лагере в 1972 году, неподалеку от Минска.
Карл помнит, что лагерь назывался «Зубренок». Он смог найти его в интернете, и, когда связался с администрацией лагеря и попросил поискать какую-нибудь информацию о своем пребывании там, в архиве ничего не нашли. Уж слишком много лет прошло, однако остались прекрасные фотографии.
Отец Карла настоял на поездке сына в пионерский лагерь. Сам он родился в Польше и рос в нищите. Он сделал хорошую карьеру в армии, пережил вторжение Гитлера, а после войны бежал в Великобританию и поступил в королевские ВВС. Отец Карла не был коммунистом, но придерживался немного иных взглядов, чем его окружение. «Он был атеистом, членом партии «левых» , настоящий антиамериканец», рассказывает Бромвич. «Я думаю, он хотел чтобы я попробовал что-то иное кроме того, что меня окружало на тот момент».
Поездку в пионерский лагерь организовывал польский клуб в городе Брэдфорд. Карл и еще четверо ребят из Йоркшира отправились в Минск. Он ничего не знал о политических взглядах в семьях этих детей. «В детстве ты ничего не понимаешь в политике, а будучи взрослым человеком порой жалеешь, что не мыслил в то время так, как сейчас», — делится Карл.
Дети успели познать все прелести «холодной войны» уже вначале поездки. На границе с Восточной Германией весь вагон разбудили немецкие пограничники в поисках контрабанды, идущей с запада. У Карла конфисковали месячный запас жвачки и его любимые комиксы.
Дальнейшее путешествие прошло без особых приключений. По прибытию в Зубренок ребят радушно встретили, подарили цветы и выдали собственную форму: белую рубашку и красный пионерский платок. Лагерь был окружен сосновым лесом и везде, на асфальте и на корпусах, детьми были нарисованы разные картинки пропагандистского характера. На центральной площадке красовался портрет Владимира Ильича Ленина.
Каждое утро в лагере начиналось с раннего подъема, зарядки, быстрого переодевания в униформу. Затем перед завтраком следовала утренняя ассамблея поднятия красного флага. Каждый день выбирался один счастливчик, который должен был собственноручно поднимать символ Советского Союза к небу. Застенчивому йоркширскому мальчугану Карлу Бромвичу такая честь выпала дважды.
Карл с удовольствием принимал участие во всех играх, одна из его любимых называлась «локомотив». Дети держались друг за друга и бегали змейкой между деревьев и пели песни. Ему очень нравилось собираться вечером у костра и петь гимн пионеров, слов которого он не понимал. Однако в интернете уже в наши дни ему удалось найти перевод:
Взвейтесь кострами,
синие ночи мы,
Пионеры — дети,
Рабочих близится эра,
светлых годов клич:
пионеров всегда, будь готов!
Карл также хорошо запомнил экскурсии вовремя дня открытых дверей. Ребята общались с представителями власти, ездили на мемориальных комплекс в честь погибших белорусских солдат во время Второй мировой, а так же была возможность поплавать в бассейне. Ко всему прочему пионерам давали возможность познакомится с загородной жизнью на местной ферме.
Местные сми очень интересовались иностранными ребятами и часто приглашали их на фотосессию и брали интервью для минской радиостанции. Карл помнит, как ему даже подарили газету в которой была размещена его фотография с красной звездой и профилем Ленина в верхнем углу.
У Карла сохранились лишь самые приятные и теплые воспоминания о пребывании в пионерском лагере. «Самое замечательное то, что тебе всегда рады, советские дети и взрослые очень дружелюбные». Ему правда совсем не понравилась еда, но все одиннадцатилетние дети придерживались такого же мнения. Карлсудовольствиембысталпионеромещераз.
Советских лагерей уже, к сожалению, не осталось. Можно лишь при помощи интернета получить какую-либо информацию. Карл Бромвич с радостью поделился со всеми своей историей в социальной сети и даже попытался разыскать двоих ребят из тех, с кем он отдыхал в лагере, но, к сожалению пока никто не отозвался.
Оригинал: My summer in a Soviet pioneer camp