Всего несколько дней остается до песенного конкурса Евровидение-2012, который предоставит нам очередную дозу шика и блеска из столицы Азербайджана Баку с 22 по 26 мая, замечает The Guardian.
Европейский вещательный союз (ЕВС), который организует конкурс, дарит всем странам, по крайней мере на один вечер, дух объединения. Именно музыка и праздник такого масштаба необходимы странам Европы, особенно в период экономической и политической напряженности.
Однако в нынешнем году ЕВС столкнулся с другими дополнительными задачами относительно Евровидения. В частности, пришлось столкнуться с проблемой несоблюдения прав человека в Азербайджане. Пришлось не потому, что ЕВС захотелось этого, а потому, что активисты в Баку и не только там, а также средства массовой информации и некоторые правительства Европы поставили этот вопрос в центре внимания.
Что же именно не устраивает недовольных:
- нарушения свободы слова, в частности 6 журналистов арестованы по ложным обвинениям;
- несколько десятков оппозиционеров также заключены под стражей;
- жесткое подавление акций протеста, последнее из которых произошло в понедельник, 14 мая (митингующие вышли в центр Баку с плакатами «Евровидение без политзаключенных»);
- жесткий контроль СМИ, создающий атмосферу страха в стране;
- физическое насилие против тех, кто высказывает мнение, которое не нравится авторитарной власти во главе с президентом Ильхамом Алиевым.
Одной из последних жертв режима стал уважаемый журналист Идрак Аббасов. В прошлом месяце он снимал репортаж о принудительном выселении и сносе домов под руководством государственной нефтяной компании страны. Тогда службы безопасности вместе с полицией жестоко избили его и затем доставили в больницу в бессознательном состоянии.
В связи со всем этим, многие понадеялись на ЕВС, который всегда выступает за соблюдение прав человека, и хотели, чтобы союз использовал Евровидение как ключ к изменениям в Азербайджане. Некоторые политические деятели стран Европы призывали бойкотировать конкурс, пока ситуация с соблюдением прав человека в стране не изменится, а Армения и вовсе демонстративно отказалась от участия. Однако ЕВС не оправдал все эти надежды, при этом наложив штраф за неучастие в конкурсе на Армению.
В различных заявлениях ЕВС лишь осторожно коснулся вопроса свободы слова. Правда, 2 мая в Женеве был проведен семинар, как попытка стимулировать диалог между властями Азербайджана и местными и международными СМИ и группами давления. К сожалению, результатов никаких этот семинар не принес.
Некоторые полагают, что если ЕВС планирует всерьез заняться решением подобных проблем, то и действия с его стороны должны быть серьезными и жесткими.
Следует отметить, что ЕВС имеет большое влияние во всех 56 странах-участницах, а также, по крайней мере на бумаге, высокие этические принципы. Союз может похвастаться хотя бы тем, что является крупнейшим объединением национальных вещательных компаний в мире. В 2010 году была даже принята декларация союза, где прописано, что «осуждаются аресты, преследования и запугивания журналистов на всей территории ЕВС». Как бы это не было иронично, но декларация была принята на конференции в Баку.
Следовательно, непонятно, почему ЕВС так пассивно реагирует на все происшествия в Азербайджане.
Организация Human Rights Watch в течение последних 9 месяцев вела переписку и организовывала встречи с представителями ЕВС, чтобы объяснить жесткость условий в Азербайджане и необходимость высказаться по этому поводу. Организация призывала союз использовать свое влияние, чтобы поднять публично вопросы несоблюдения прав человека и свободы слова в стране.
Подобные действия раздражали бы Азербайджан, и это, по мнению корреспондента The Guardian, является причиной отказа ЕВС. Союз утверждает, что Евровидение не затрагивает вопросы политики, поэтому подобные проблемы должны устранятся другими способами и в других случаях. При этом ЕВС признает, что за 57-летнюю историю конкурса, он никогда не сталкивался с такой волной международной озабоченности правами человека в принимающей стране, как в этом году.
Тем не менее, у ЕВС еще остается немного времени, чтобы высказаться и подготовится для наблюдения за событиями после Евровидения, когда внимание международного сообщества будет сдвинуто от Азербайджана, но местные журналисты и активисты будут наиболее уязвимы.
Действия, которые предпримет или не предпримет ЕВС сейчас, могут стать хорошим базой для понимания, как он будет организовывать будущие Евровидения. Как отметил один из представителей ЕВС, что же будет в следующем году, если 26 мая победит Беларусь?