Генеральный инспектор полиции Израиля Йоханан Данино резко осудил сегрегацию женщин (ограничение контактов с представителями противоположного пола) и подчеркнул, что подобное нарушение основных прав совершенно неприемлемо. Об этом сообщила в понедельник, 19 декабря, пресс-служба полиции.
Йоханан Данино отметил, что подобное явление недопустимо, особенно когда сопровождается угрозами в адрес женщин. Генеральный инспектор также проинструктировал подчиненных решительно пресекать подобные инциденты, когда нарушение прав женщин сопровождается еще и уголовным преступлением или нарушением общественного порядка.
Данное выступление связано с инцидентом, вызвавший широкий общественный резонанс. А именно: утром в пятницу 16 декабря в городе Ашдоде (шестой по величине город в Израиле) Татьяна Розенблит, которой по работе необходимо было добраться до Иерусалима, села в автобус номер 451, проходивший через ултрарегилигозный район.
По словам потерпевшей, на следующей остановке в автобус зашли несколько ультраортодоксальных евреев. Мужчины с укоризной на нее посмотрели и молча прошли и в середину салона. Один пассажир остался стоять на ступеньке возле водителя. Татьяна пишет, что затем в автобус поднялся еще один мужчина и устроил скандал. Он не позволил водителю закрыть двери, а когда Татьяна сняла наушники, она услышала в свой адрес оскорбление на идиш. Ультраортодокс требовал, чтобы женщина пересела на заднее сиденье, мотивируя это тем, что «еврейский мужчина не может сидеть за спиной женщины». Татьяна отказалась пересесть. Водитель, которому зачинщик скандала не позволял закрыть дверь, был вынужден позвонить в полицию.
Приехавший офицер полиции сначала поговорил с водителем, потом с зачинщиком беспорядков, а затем спросил Татьяну, не хочет ли она пересесть на другое место. Татьяна вежливо ответила, что она уже достаточно выслушала, и не намерена выполнять другие непонятные требования. Полицейский ушел.
На своей странице в Facebook Татьяна рассказывает, что до приезда полицейского она пережила несколько неприятных минут. Одетые во все черное мужчины кричали, и женщина признается, что выглядело это пугающе.
По возвращению домой, женщина решила, что не будет молчать и терпеть унижения, и поэтому рассказала эту историю в Facebook. Она пишет, что выросла в Израиле, отслужила в армии, закончила университет. Розенблит говорит, что росла в стране, в которой ее учили тому, что свобода – одно из основных прав человека. Татьяна пишет, что всегда гордилась тем, что она женщина и никогда до этой истории не чувствовала себя человеком второго сорта.
Что же касается другой стороны конфликта, то на сайте ультраортодоксальной общины kikarhashabat.co.il история в автобусе 451 описывается не совсем так, как она описана Татьяной Розенблит.
Издание цитирует свидетелей происшедшего, утверждающих, что пассажирка пела и даже угрожала раздеться (теребила пуговицу на блузке). По оценке редакции этого сайта, речь идет о провокации.
Так, по словам одного свидетеля, Татьяна кого-то задела локтем, и религиозный пассажир отказался ехать в одном автобусе с этой женщиной. Помимо этого свидетели утверждают, что не один, а пять пассажиров покинули автобус после скандала, хотя заплатили за билеты. Еще восемь религиозных мужчин отказались садиться в автобус.
Сама Татьяна Розенблит категорически отвергает обвинения в том, что она сознательно спровоцировала конфликт.
В связи со случившимся пресс-служба автобусной компании «Эгед» отметила, что водитель компании следуя инструкции, сохранил за Татьяной Розенблит право сидеть на выбранном ею месте. Было подчеркнуто, что компания «Эгед» ведет свою деятельность в соответствии с правилами, запрещающим любое принуждение пассажиров в выборе места сидения в общественном транспорте. Водитель не нарушил инструкции, вызывая полицию, когда ситуация стала выходить из-под контроля. В компании «Эгед» ожидают, что дело будет рассмотрено соответствующими организациями с целью пресечения в будущем подобных инцидентов».