Подшипники: какие бывают, их виды, назначение, особенности

Подшипники — важнейшие узлы трения, обеспечивающие вращение валов и осей в машинах и механизмах. Они воспринимают радиальные и осевые нагрузки, гарантируя долговечность и надежность работы оборудования. Существует множество разновидностей подшипников для самых разных условий эксплуатации. Давайте разберемся в основных видах и типах этих важнейших деталей.

Качения

Подшипники качения работают за счет качения тел качения — шариков или роликов. Они отличаются высокой нагрузочной способностью, надежностью и долговечностью.

Шариковые

Наиболее распространены радиальные шариковые подшипники, используемые в механизмах с прямозубыми шестернями, не имеющими осевую нагрузку. Они обладают наименьшим трением при высоких оборотах по сравнению с другими типами.

Радиально-упорные шариковые подшипники применяют в передачах, где наряду с радиальной есть осевая нагрузка. Они надежно воспринимают нагрузку в осевом направлении.

Роликовые

Роликовые подшипники по сравнению с шариковыми выдерживают более высокие нагрузки. Поэтому при выборе учитывают величину и характер нагрузок.

Двухрядные применяют в сильно нагруженных узлах. Они работают с большими нагрузками, но имеют повышенный коэффициент трения, что ограничивает скорость вращения.

Игольчатые используют там, где по габаритам невозможна установка роликовых. Они отличаются компактностью и высокой грузоподъемностью.

Конические

В косозубых и конических передачах применяют конические подшипники. Их устанавливают парами зеркально и подбирают угол конуса исходя из нагрузки.

Разновидность конических — ступичные в автомобилях. Они выдерживают ударные нагрузки и высокие обороты, обеспечивая долгий срок службы без замены.

Специальные

Для особых условий эксплуатации выпускают специальные подшипники:

  • Термостойкие работают при высоких температурах. Их делают из жаропрочных материалов или керамики.
  • Высокоскоростные небольших размеров применяют в устройствах, требующих больших оборотов.
  • Шпиндельные в станках регулируют точность вращения шпинделя.
  • Закрытые защищены от попадания грязи специальными уплотнениями.

Другие типы

Подшипники скольжения работают за счет трения скольжения и не требуют высокой точности установки.

Опорные воспринимают большие осевые нагрузки при малых оборотах. Их часто делают саленблоками в автомобилях.

Линейные используют для линейных перемещений, например в направляющих станков.

Выводы

Подшипники — незаменимые элементы во многих механизмах и машинах. Современное машиностроение использует целый ряд разных типов для самых разнообразных задач. Правильный выбор позволяет оптимизировать конструкцию и обеспечить надежность и долговечность узлов трения.

Читайте нас в: