Выплаты за ремонт авто по страховке в Беларуси снизились: 100% компенсации убытков больше не будет

Согласно новому приказу Белорусского бюро по транспортному страхованию, часть затрат на восстановление пострадавшего в аварии автомобиля теперь всегда будет ложиться на его владельца. При расчете выплат будет учитываться информация из базы данных, а не их реальная стоимость запчастей и техобслуживания.

Как было

Еще совсем недавно ремонт авто по страховке мог быть проведен полностью за счет страховой компании. Для этого было необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оформить ДТП с вызовом ГАИ. В случае с европротоколом выплачивается сумма всего в 800 евро — это может быть в несколько раз меньше, чем потребуется на ремонт в действительности. Поэтому при серьезных повреждениях целесообразнее вызывать ГАИ — европротокол подходит только для легких столкновений. Если стоимость ремонта обошлась дороже 800 евро, никаких доплат все равно не будет.
  1. Обратиться в страховую фирму. Если водители застрахованы разными компаниями, обращаться можно в любую из них. Далее необходимо написать заявление на страховую выплату и предъявить справку из ГАИ.
  1. Пройти экспертизу. Представитель страховой компании производит первичный осмотр машины, который в процессе обычно дополняется. Зачастую это делается прямо на СТО. После этого страховщики рекомендуют водителю список СТО, с которыми они сотрудничают. Однако владелец авто может самостоятельно выбрать станцию, на которой будет производиться ремонт. В этом случае он сначала сам оплачивает все запчасти и услуги, и только после этого получает страховое возмещение. Если же СТО находится в “рекомендательном списке”, средства перечисляются прямо туда.
  1. Заказать б/у детали и обратиться за ремонтом. Перед тем, как приступить к работам, сотрудники станции еще раз осматривают машину — теперь на предмет скрытых повреждений. Машина при этом частично разбирается. Осмотр фиксируют в новом документе. Во время него также отмечаются эксплуатационные дефекты, которые снижают страховые выплаты.
  1. Получить страховые выплаты. Раньше после первой выплаты по страховке владелец автомобиля мог предъявить документы по покупке автозапчастей и оспорить решение страховой компании, чтобы получить 100% компенсацию.

Ключевым моментом был заказ подержанных комплектующих: при покупке новых вычитался процент износа (исключение составляли лишь детали рулевого управления, тормозной системы и еще некоторых механизмов, прямо влияющих на безопасность вождения). В результате страховая компания полностью компенсировала расходы на запчасти.

Как стало

Приказ от 11 августа 2022 года изменил порядок расчета выплат: теперь стоимость деталей определяется по базе данных ПО по ремонту ТС, в которой зачастую указаны минимальные цены на запчасти. (Прочитать об этом подробнее на сайте https://auto.onliner.by/, где публикуются самые полезные статьи для автолюбителей). Говоря простым языком, б/у детали уже не помогут: информационная база практически всегда показывает крайне заниженные цены даже на новые автозапчасти.

Но почему база выдает недостоверные показатели? Дело в том, что справочная информация обновляется гораздо медленнее, чем экономическая ситуация в регионе. Поэтому справочники могут выдавать давно устаревшие данные.

Пример

В результате ДТП пострадал бампер. Новый стоит 3000 рублей. Водитель решил приобрести именно его. В случае с новыми автозапчастями действует процент износа. Допустим, это 65%. Таким образом, выплата будет рассчитываться по следующей формуле:

  1. 3000*0,65 = 1950 рублей.
  2. К затратам также необходимо добавить стоимость самого ремонта (допустим, 250 рублей).
  3. Итого получается: 2200 выплаченных рублей vs 3250 реально затраченных, т. е. 1050 рублей водитель должен “докинуть” самостоятельно (разница может быть и намного больше).

Что это значит для водителей

Те, кто уже пришлось столкнуться с этой неприятной ситуацией, отмечают, что получить полную компенсацию ущерба авто после ДТП стало просто невозможным. “Мало того, что цены в базе указаны просто смешные, так к ним еще обязательно применяют процент износа. Выплачивают в несколько раз меньше, чем потребовалось в реальности”, — жалуются водители.

Первые прецеденты, связанные с новым законодательством, уже появились. Так, 29 октября водительница Nissan Juke, Ольга, попала в ДТП с водителем грузовика, который начал перестраиваться на соседнюю полосу, не заметив ее автомобиля. Сотрудники ГАИ признали виновным в ДТП водителя грузовика. Экспертиза подтвердила все повреждения, полученные Ниссаном в результате аварии. Однако начисленная страховой выплата повергла Ольгу в шок: за дверь, которая стоит порядка 2000 рублей, было выплачено всего 350 рублей. “И так по всем повреждениям”, — сетует водительница.

В страховой компании пояснили, что недостающую за ремонт сумму можно получить у виновника ДТП, но… только при его согласии. Как уже можно догадаться, водитель грузовика вовсе не горит таким желанием. Возможен и другой вариант: обращение в суд. Однако это требует очередных финансовых затрат, а также времени, сил и нервов. К тому же, никто не может дать 100% гарантию победы в суде, поэтому некоторые предпочитают не мучиться и просто доплатить за ремонт из своего кармана.

Таким образом, теперь полная компенсация ущерба возможна только в том случае, если рыночная цена на деталь окажется такой же, как в базе данных ТО по ремонту ТС (с учетом износа и НДС), либо если виновник ДТП изъявит желание компенсировать нанесенный ущерб. Однако это в реальности все это маловероятно.

Комментарии бюро по страхованию

В бюро по страхованию отметили, что базу данных не планируют делать общедоступной, т. е. водитель сможет узнать, во сколько оценили нужную ему запчасть, только после расчета выплаты. За сбор информации и расчет стоимости деталей отвечают компании, которые занимаются поставками ПО.

Нужно отметить, что водители и раньше сталкивались со стремлением страховых компаний максимально сэкономить на выплатах за ремонт. Например, стоимость ремонтных работ рассчитывалась по самым низким тарифам: 30 рублей в час, тогда как в реальности средняя стоимость работ на станции обслуживания составляет от 50 до 100 рублей в час. Однако последние изменения делают крайне сложным оспаривание несправедливо низкой страховой выплаты.

Это подтверждают и в бюро по страхованию: “Кажется, стоимость выплат снизится”. Организация пояснила, что стоимость деталей, необходимых для ремонта транспортного средства, теперь не должна превышать определенные критерии.

Судебные процессы

Новые изменения в приказе вступили в силу с 14 августа 2022 года. Таким образом, для всех ДТП, произошедших до этой даты, действуют старые положения, т. е. у водителей есть возможность получить полную компенсацию ущерба.

Поскольку закон совсем новый, судебной практики как таковой по нему еще нет. Однако вероятнее всего то, что в случае с КАСКО как компании, предоставляющие страховые услуги, так и суды будут опираться на положения Правил страхования, утвержденными президентом Республики Беларусь (Указ от 25.08.2006 N 530). Это значит, что при принятии решения о размере страховой выплаты судами будет учитываться реальная стоимость автозапчастей.

Читайте нас в: