Согласно новому приказу Белорусского бюро по транспортному страхованию, часть затрат на восстановление пострадавшего в аварии автомобиля теперь всегда будет ложиться на его владельца. При расчете выплат будет учитываться информация из базы данных, а не их реальная стоимость запчастей и техобслуживания.
Как было
Еще совсем недавно ремонт авто по страховке мог быть проведен полностью за счет страховой компании. Для этого было необходимо выполнить следующие действия:
- Оформить ДТП с вызовом ГАИ. В случае с европротоколом выплачивается сумма всего в 800 евро — это может быть в несколько раз меньше, чем потребуется на ремонт в действительности. Поэтому при серьезных повреждениях целесообразнее вызывать ГАИ — европротокол подходит только для легких столкновений. Если стоимость ремонта обошлась дороже 800 евро, никаких доплат все равно не будет.
- Обратиться в страховую фирму. Если водители застрахованы разными компаниями, обращаться можно в любую из них. Далее необходимо написать заявление на страховую выплату и предъявить справку из ГАИ.
- Пройти экспертизу. Представитель страховой компании производит первичный осмотр машины, который в процессе обычно дополняется. Зачастую это делается прямо на СТО. После этого страховщики рекомендуют водителю список СТО, с которыми они сотрудничают. Однако владелец авто может самостоятельно выбрать станцию, на которой будет производиться ремонт. В этом случае он сначала сам оплачивает все запчасти и услуги, и только после этого получает страховое возмещение. Если же СТО находится в “рекомендательном списке”, средства перечисляются прямо туда.
- Заказать б/у детали и обратиться за ремонтом. Перед тем, как приступить к работам, сотрудники станции еще раз осматривают машину — теперь на предмет скрытых повреждений. Машина при этом частично разбирается. Осмотр фиксируют в новом документе. Во время него также отмечаются эксплуатационные дефекты, которые снижают страховые выплаты.
- Получить страховые выплаты. Раньше после первой выплаты по страховке владелец автомобиля мог предъявить документы по покупке автозапчастей и оспорить решение страховой компании, чтобы получить 100% компенсацию.
Ключевым моментом был заказ подержанных комплектующих: при покупке новых вычитался процент износа (исключение составляли лишь детали рулевого управления, тормозной системы и еще некоторых механизмов, прямо влияющих на безопасность вождения). В результате страховая компания полностью компенсировала расходы на запчасти.
Как стало
Приказ от 11 августа 2022 года изменил порядок расчета выплат: теперь стоимость деталей определяется по базе данных ПО по ремонту ТС, в которой зачастую указаны минимальные цены на запчасти. (Прочитать об этом подробнее на сайте https://auto.onliner.by/, где публикуются самые полезные статьи для автолюбителей). Говоря простым языком, б/у детали уже не помогут: информационная база практически всегда показывает крайне заниженные цены даже на новые автозапчасти.
Но почему база выдает недостоверные показатели? Дело в том, что справочная информация обновляется гораздо медленнее, чем экономическая ситуация в регионе. Поэтому справочники могут выдавать давно устаревшие данные.
Пример
В результате ДТП пострадал бампер. Новый стоит 3000 рублей. Водитель решил приобрести именно его. В случае с новыми автозапчастями действует процент износа. Допустим, это 65%. Таким образом, выплата будет рассчитываться по следующей формуле:
- 3000*0,65 = 1950 рублей.
- К затратам также необходимо добавить стоимость самого ремонта (допустим, 250 рублей).
- Итого получается: 2200 выплаченных рублей vs 3250 реально затраченных, т. е. 1050 рублей водитель должен “докинуть” самостоятельно (разница может быть и намного больше).
Что это значит для водителей
Те, кто уже пришлось столкнуться с этой неприятной ситуацией, отмечают, что получить полную компенсацию ущерба авто после ДТП стало просто невозможным. “Мало того, что цены в базе указаны просто смешные, так к ним еще обязательно применяют процент износа. Выплачивают в несколько раз меньше, чем потребовалось в реальности”, — жалуются водители.
Первые прецеденты, связанные с новым законодательством, уже появились. Так, 29 октября водительница Nissan Juke, Ольга, попала в ДТП с водителем грузовика, который начал перестраиваться на соседнюю полосу, не заметив ее автомобиля. Сотрудники ГАИ признали виновным в ДТП водителя грузовика. Экспертиза подтвердила все повреждения, полученные Ниссаном в результате аварии. Однако начисленная страховой выплата повергла Ольгу в шок: за дверь, которая стоит порядка 2000 рублей, было выплачено всего 350 рублей. “И так по всем повреждениям”, — сетует водительница.
В страховой компании пояснили, что недостающую за ремонт сумму можно получить у виновника ДТП, но… только при его согласии. Как уже можно догадаться, водитель грузовика вовсе не горит таким желанием. Возможен и другой вариант: обращение в суд. Однако это требует очередных финансовых затрат, а также времени, сил и нервов. К тому же, никто не может дать 100% гарантию победы в суде, поэтому некоторые предпочитают не мучиться и просто доплатить за ремонт из своего кармана.
Таким образом, теперь полная компенсация ущерба возможна только в том случае, если рыночная цена на деталь окажется такой же, как в базе данных ТО по ремонту ТС (с учетом износа и НДС), либо если виновник ДТП изъявит желание компенсировать нанесенный ущерб. Однако это в реальности все это маловероятно.
Комментарии бюро по страхованию
В бюро по страхованию отметили, что базу данных не планируют делать общедоступной, т. е. водитель сможет узнать, во сколько оценили нужную ему запчасть, только после расчета выплаты. За сбор информации и расчет стоимости деталей отвечают компании, которые занимаются поставками ПО.
Нужно отметить, что водители и раньше сталкивались со стремлением страховых компаний максимально сэкономить на выплатах за ремонт. Например, стоимость ремонтных работ рассчитывалась по самым низким тарифам: 30 рублей в час, тогда как в реальности средняя стоимость работ на станции обслуживания составляет от 50 до 100 рублей в час. Однако последние изменения делают крайне сложным оспаривание несправедливо низкой страховой выплаты.
Это подтверждают и в бюро по страхованию: “Кажется, стоимость выплат снизится”. Организация пояснила, что стоимость деталей, необходимых для ремонта транспортного средства, теперь не должна превышать определенные критерии.
Судебные процессы
Новые изменения в приказе вступили в силу с 14 августа 2022 года. Таким образом, для всех ДТП, произошедших до этой даты, действуют старые положения, т. е. у водителей есть возможность получить полную компенсацию ущерба.
Поскольку закон совсем новый, судебной практики как таковой по нему еще нет. Однако вероятнее всего то, что в случае с КАСКО как компании, предоставляющие страховые услуги, так и суды будут опираться на положения Правил страхования, утвержденными президентом Республики Беларусь (Указ от 25.08.2006 N 530). Это значит, что при принятии решения о размере страховой выплаты судами будет учитываться реальная стоимость автозапчастей.