Проходят часы, монотонно гудит мощный мотор, еле слышно свистят 14 колес грузовика — и водителю совсем не легко бороться с усталостью. В свете фар бесшумно скользит дорожная разметка. Вдруг прицеп начинает заносить, машину уводит в кювет. Но водитель рывком поворачивает руль и все-таки выводит 40-тонный грузовик на дорогу. После встряски он не может вспомнить, что было несколько секунд назад. Виной всему — усталость. Каждый, кто, сидя за рулем, борется с усталостью, легко может задремать. А при сегодняшнем потоке транспорта на дорогах это сразу может обернуться бедой — в том числе и для других водителей, для пешеходов и велосипедистов. Кстати, как сообщается тут https://trc33.ru/news/society/voditeli_gruzovikov_mogut_poluchit_tehpomosch_pryamo_na_doroge48741, теперь водители грузовиков могут получить техпомощь прямо на дороге.
Причины усталости
Почему же из-за усталости происходит столько аварий, ведь во многих странах правилами рекомендуется — или даже устанавливается — предельное количество часов, которые водитель грузовика может находиться за рулем? Во-первых, нам нужно узнать, сколько вообще длится рабочий день шофера, ведь он не только ведет машину, но и выполняет другие задания. А рабочий день у него зачастую долгий и ненормированный. Большинство водителей предпочитает выполнять задание от начала до конца, а это означает, что нужно доставлять груз получателям в любую погоду. О производительности труда судят по дальности рейса и виду груза. Количество рабочих часов может быть гораздо выше среднего. Большинство людей в Германии работает меньше 40 часов в неделю, а многие водители грузовиков трудятся вдвое больше этого.
В других странах условия труда не лучше. В Южной Африке водителям платят мало, и поэтому ради надбавки они работают дольше. Судя по сообщениям из Индии, хотя транспортные фирмы отводят шоферам достаточно времени на рейс, многие из них ради дополнительной платы берут добавочный груз и обслуживают больше получателей, а поэтому больше времени находятся за рулем. И чтобы вовремя возвратиться из рейса, приходится урезать время сна. Если водитель в странах Европейского Союза полностью отрабатывает допустимые законом часы, он находится за рулем до 56 часов в неделю. Но на следующей неделе допустимый предел часов вождения составит 34. Количество рабочих часов, в том числе и тех, которые затрачиваются на погрузку и разгрузку, отмечается специальным прибором. Его данные позволяют проверить, придерживается ли водитель нормы. Сколько времени шофер проведет в дороге, зависит еще и от владельца грузовика. Владелец затратил на автомобиль средства, которые должны окупиться, поэтому машину нужно использовать с выгодой, если возможно — пусть ездит 24 часа в сутки и ни рейса порожняком. Конкуренция между транспортными фирмами обостряется, и начальство вынуждает водителей соглашаться работать дольше.
Усталость появляется не только после многих часов за рулем, но и когда приходится выезжать в непривычное время. Например, стало обычным, что работа начинается между часом ночи и четырьмя утра. В это время силы водителя почти на нуле, а оставаться внимательным — труднее всего. Еще хуже, когда фирма-получатель, которая старается не складировать товар, требует, чтобы машина приходила минута в минуту. То есть грузовик должен заехать в ворота точно в оговоренное время. Время, потерянное из-за сильного движения, плохой погоды, затраченное на ремонт в пути, приходится как-то наверстывать. Несмотря на установленный предел часов вождения, полиция, выборочно проверяя грузовики, выявляет нарушения нормы. Как сообщается в журнале ,почти каждый восьмой из всех водителей грузовиков, автобусов и опасных грузовых транспортных средств не соблюдает норму часов вождения и отдыха. В Гамбурге полиция остановила машину, водитель которой без перерыва ехал 32 часа.