Локомотивное хозяйство и локомотивный парк

Перевозочная функция железных дорог обеспечивается локомотивным хозяйством, которое включает в себя все тяговые единицы, а также осуществляет мероприятия по их содержанию и регулярному дополнению техническими средствами нового поколения.

Локомотивные хозяйства укомплектованы локомотивными депо, пунктами технического обслуживания, экипировки и ремонта тяговых единиц, пунктами смены локомотивных бригад и базами запасов.

Структура локомотивного хозяйства

Базовыми элементами локомотивного хозяйства являются локомотивные депо. Их располагают на участковых или сортировочных станциях (основные депо), а также на границах участков или зон обращения тяговых составов (оборотные депо).

Первые распоряжаются собственным парком подвижных единиц, необходимым оборудованием и штатом специалистов для обслуживания и ремонта техники. Вторые обеспечивают текущее обслуживание и экипировку тягового состава.

Классификация по виду тяги предусматривает отдельные базовые сооружения для тепловозов, электровозов, мотор-вагонных, дизельных и паровозных тяговых средств, а также смешанные депо. Различают также эксплуатационные и сервисные депо.

На территории депо оборудованы пункты техобслуживания и ремонта тягового транспорта, а также экипировочные пункты для его снабжения песком, смазочными материалами, дизтопливом и водой. Экипировка паровозов производится через каждые 72 часа работы при проведении профилактических осмотрах, а частота экипировок электровозов определяется запасом песка, для тепловозов дополнительно запасом дизтоплива и охлаждающей жидкости.

Регулярная проверка технического состояния парка осуществляется локомотивными бригадами. Пункты смены бригад располагаются преимущественно на участковых станциях. Для обеспечения постоянной работы специалистов здесь организованы медицинские осмотры, питание и отдых сотрудников.

Локомотивный парк

Все локомотивы, стоящие на балансе депо, составляют его инвентарный парк. Тяговые средства, находящиеся в работе, в процессе экипировки или технического обслуживания в объеме ТО-2, относятся к эксплуатируемому парку. Локомотивы, находящиеся на техническом обслуживании ТО-3, всех видов ремонта, а также направленные в резерв, называются неэксплуатируемым парком.

С учетом функциональности, тяговые единицы локомотивного парка делятся на следующие типы:

  • пассажирские — занятые в перевозках пассажирских составов;
  • грузовые магистральные — используемые для перевозки грузовых составов;
  • маневровые — обеспечивающие нужды участка, станции или депо.

Техническое обслуживание и ремонт тягового транспорта

Для тягового подвижного транспорта установлены следующие виды технического обслуживания и ремонта:

  • Технический осмотр ТО-1, выполняется локомотивными бригадами для предупреждения появления неисправностей локомотива в эксплуатации.
  • Техническое обслуживание ТО-2, предназначено для предупреждения появления неисправностей локомотива в эксплуатации, поддержания их в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения работоспособности пожарной безопасности и радиосвязи.
  • Техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1 предназначены для выполнения комплекса операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса тепловоза.
  • Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки колесных пар без выкатки из под локомотива.
  • Техническое обслуживание ТО-5 предназначено для ввода в эксплуатацию новых и вновь прибывших локомотивов в депо приписки, а также для консервации, хранения и расконсервации локомотива при постановке его в запас или вывода из запаса.
  • Текущие ремонты ТР-2 и ТР-3 предназначены для обеспечения и восстановления работоспособности локомотива и состоит в замене или ремонте отдельных узлов и систем тепловоза.
  • Средний ремонт СР предназначен для частичного восстановления ресурса локомотива.
  • Капитальный ремонт КР предназначен для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности тепловоза и его ресурса, близкого к полному.

При проведении различных видов обслуживания или ремонта в локомотивных депо могут понадобиться для замены секции радиатора различного наименования, в зависимости от типа тепловоза. Группа компания «Завод систем охлаждения» и «Радиаторный завод» проектирует и серийно производит медно-латунные секции радиатора для охлаждения различных типов теплоносителей, используемых в дизелях большой мощности. По вопросам подбора секций радиатора и их поставок в любых количествах, а также получить любую дополнительную информацию по их применению можно на сайте Группы компаний www.radsystem.ru или сделав запрос на электронную почту CRM@radsystem.ru.

Читайте нас в: