В Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина при поддержке Санкт-Петербургского Государственного экономического университета прошла четвертая национальная научно-методическая конференция с международным участием «Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний». Темой для дискуссии стала роль электронных библиотек в обучении, образовании, научных исследованиях, модернизация архитектуры высшего образования, а также инновационные подходы и новые форматы деятельности.
«В рамках Конференции обсуждались вопросы создания единого информационного пространства, которое бы соединяло школу и высшее образование. Дискуссия была посвящена новым форматам представления знаний, с учетом очевидного тренда цифровизации всех сфер общества», — говорит заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Татьяна Серебрякова.
В дискуссии принимали участие ведущие эксперты, представляющие систему высшего образования в России и за рубежом в сфере теоретических и прикладных наук, а также представители культурного сообщества. Среди участников мероприятия были проректор по научной работе Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Римского-Корсакова Тамара Твердовская, заместитель генерального директора по научно-исследовательской работе и международным отношениям Национальной Библиотеки Чешской Республики Адольф Кнолль и ректор Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе.
Эксперты обсуждали свое видение будущего цифровизации и пришли к выводу, что она должна быть осмысленной. С одной стороны активное внедрение технологий в образование открывает для учащихся огромные возможности, предоставляет ресурсы, которые ранее были им недоступны. Например, они могут получить доступ к электронным библиотекам и их материалам, познакомиться с оригиналами исторических документов, а также получить комплексное представление о формировании той или иной области знаний в целом. С другой стороны столь стремительная цифровизация несет за собой и негативные стороны. Николай Цискаридзе рассказал, что его ученики, которые, в основном, составляют, так называемое, поколение Z, часто уже не воспринимают информацию, которую он пытается донести до них напрямую, лично. Поэтому ему приходится писать им в мессенджерах, чтобы сказанное лучше усвоилось. Он считает это ярким примером изменения современного общества, когда прямое общение не всегда воспринимается человеческим мозгом и видит целесообразным ограничивать использование гаджетов хотя бы во время занятий.
Тем не менее, Группа Компаний «Просвещение» видит в цифровизации только положительные стороны. Экспертному сообществу были представлены учебники с цифровым дополнением, которые как раз являются качественным примером позитивной цифровой трансформации.
«Мы разрабатываем учебники, которые служат навигаторами к информационным ресурсам, существующим в сети. При этом мы отбираем источники, отвечающие определенным критериям, таким как достоверность, доступность для обучающегося в зависимости от его возраста, а также допустимость, с точки зрения возможности предоставления доступа к этой информации», — рассказала Татьяна Серебрякова — «Это позволяет «Просвещению» соблюсти разумный баланс и не утратить качества образования, если мы говорим о включении новых форматов представления информации и знаний».