В редакцию FreeSmi пришло письмо от нескольких семей из Гомеля, которые десятки лет ждут сноса своих домов.
Сами гомельчане эту проблему назвали квест “42 года в ожидании сноса”.
Письмо показалось нам интересным и заслуживающим внимания, потому мы и решили его опубликовать.
Много букв и немного картинок
Авторы письма — жители семи частных домов на перекрёстке улиц Барыкина и Владимирова (три по улице Барыкина и четыре по улице Владимирова). В 1977 году возник проект магистрали «Север – Юг», которая должна была соединить V микрорайон и район Сельмаш. Данная магистраль должна была разгрузить другие улицы и дома попали в этот проект под снос.
«В 80-х годах снесли дома по нечётной стороне улицы Барыкина — от современного рынка “Черноморский“ и до наших трёх домов и по улице Владимирова. Оставили четыре дома», — рассказывают гомельчане.
«Прошло 42 года, а мы всё еще в ожидании чуда. Все эти годы, так как мы “под снос”, у нас не было права улучшать объекты недвижимого имущества. Поэтому сегодня у нас печное отопление, газ в баллонах, канализации и горячей воды нет, санузел с выгребной ямой на улице, душ лишь летний в огороде.
26 декабря 2017 года, указ президента, наконец, разрешил землепользователям, дома которых «под снос», эксплуатировать и улучшать объекты недвижимого имущества. Но к этому времени от большого потока транспорта, вибрации на нашем перекрёстке и времени фундамент домов «ушел в землю», сруб гниёт, несущие стены перекошены и т.д.
Затем мы написали в Управление архитектуры и градостроительства Гомеля. Там нам подтвердили, что согласно генплану, наши дома находятся в границах реконструкции улиц Барыкина и Владимирова и в перспективе подлежат сносу. А эти две улицы подлежит реконструкции с расширением в границах красных линий до 60 м.
После этого мы решили начать писать обращения в местные госучреждения. Первое коллективное письмо мы написали в ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» с просьбой проверить выполнение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и физических факторов (шум и вибрация). Сотрудники центра провели лабораторные исследования вредных факторов и выявили превышения норм по шуму, вибрации и концентрации оксида углерода. Условия для проживания в наших домах признали неблагоприятными.
Следующее письмо направили в Райисполком. 10 января этого года пришёл ответ на обращение из Администрации Советского района. Комплекс мероприятий по устранению неблагоприятного воздействия шума, вибрации и загрязнённого атмосферного воздуха на здоровье населения проживающего в наших домах, возможно разработать и осуществить на основании действующих техническо-нормативных правовых актов по архитектурной и градостроительной деятельности лишь при реализации Генплана Гомеля, согласно которого эта территория определена как зона резерва многоквартирной жилой застройки, а дома индивидуальной жилой застройки подлежат сносу.
Затем было написано письмо в Горисполком, который в своем ответе пообещал периодически убирать и увлажнять улицы, дороги и тротуары. Здесь также подтвердили, что наши дома в перспективе подлежат сносу, но когда это произойдет, не уточнили.
Странно, что за 42 года не нашлось денег на снос семи ветхих домов. Хотя, например, в минувшем году из городского бюджета финансировалось сооружение 12 объектов инфраструктуры общей стоимостью 3 855 130 белорусских рублей…
У нас никаких удобств, кроме света и холодной воды нет. Но это никого не волнует…
В 2016 году произошла очередная авария на нашем перекрёстке — машина перевернулась и снесла весь забор углового дома. Я обратилась в горисполком с просьбой обезопасить дом, установить ограждение. Мне обещали изучить эту просьбу вместе с ГАИ и принять меры. В итоге, было принято решение – убрать с перекрёстка урну для мусора, ибо она виновата во всех ДТП, так как ограничивает обзор водителям…
P.S. Вы, наверное, скажете: “Чего они сидят на этих участках? Построили бы квартиру и съехали!”. Скажу за свою семью: дед был награждённый участник ВОВ – мог как ветеран стать на очередь и получить квартиру. Отец занимал управленческую должность на Радиозаводе – тоже мог получить квартиру. Но им везде говорили: “Зачем вам ждать в очереди несколько лет, если вас вот-вот снесут?”. Прошло 42 года. Дед и отец умерли, а мне досталось наследство. Взять кредит и строить жильё – мы не потянем. Продать участки с домами – кому они нужны в таком месте?