В последнее время, понять логику внешней экономической политики России в отношении стран-участниц СНГ сложно. Особенно это касается «торговых войн», сообщает profi-forex. То Россия не может договориться с Украиной и Беларусью по поводу молочной продукции и газа, то возникает «рыбный вопрос» с Латвией, то она не может достигнуть консенсуса с Молдовой и Грузией по поводу вина и др. В итоге, как отечественные, так и зарубежные эксперты и аналитики стали называть внешнюю политику России невнятной и непредсказуемой.
Однако, как утверждают аналитики из Академии Masterforex-V, дело не в «непредсказуемой Москве», а в стремлении большинства экспертов мировых СМИ как можно быстрее дать оригинальный комментарий по поводу уже произошедшего события или имевшего место факта. При этом большая часть из них не утруждает себя излишним анализом материалов и поиском закономерностей и противоречий. Иными словами, современная журналистика для бизнес-мира пытается найти сенсацию, не видя тренда.
На самом деле, внешнеэкономическая политика России остаётся неизменной, начиная с 2000 года. И чтобы проследить все закономерности и выявить определённые тенденции, необходимо проанализировать отношения России с Узбекистаном. Против этой страны Россия не ведёт торговых войн, не объявляет никаких политических и экономических санкций и старается поддерживать дружеские отношения. Взаимоотношения Москвы и Ташкента могут объяснить не всё, но очень многое в логике внешней политики России. Кроме того, если попытаться разобраться во всех нюансах взаимоотношений двух стран, то все остальные экономические проблемы с другими державами (входящими в состав СНГ) не будут казаться такими неразрешимыми.
Всё дело в том, что Россия стремится стать третьей сверхдержавой после США и Китая. Поэтому и логика внешнеэкономических отношений РФ с другими странами СНГ вполне объяснима: со слабыми необходимо говорить с позиции силы, с сильными и в будущем полезными государствами необходимо дружить, с реальными конкурентами – создавать видимость «дружбы».
С позиций Кремля Узбекистан входит в категорию тех стран, с кем стоит поддерживать партнёрские отношения. Это обуславливается рядом причин. Во-первых, на сегодняшний день Узбекистан является самой густонаселенной республикой Средней Азии. Демографическая ситуация постоянно улучшается. Если данные тенденции не угаснут, то через лет 10, учитывая, что 40% всего населения региона – это граждане Узбекистана, страна догонит по количеству людей Украину, а затем, соответственно, обгонит ее и уверенно выйдет на второе место в СНГ после России по количеству населения. Второй факт – сильная узбекская диаспора, которая вполне сравнима с русской. Следующими, и, пожалуй, одними из самых важных факторов являются наличие мощного военного и экономического потенциала (большое количество природного газа, нефти, золота, угля и природного урана, что позволяет стране не быть энергозависимой), а также выгодное географическое положение (ведь Узбекистан находится в центре треугольника КНР-США-РФ). Кроме того, стоит отметить, что если Россия претендует на лидерство на территории постсоветского пространства, то Узбекистан вполне может стать лидером в Средней Азии.
В связи с этим, Ташкент ведёт себя одинаково независимо как с Москвой, так и с Вашингтоном и Анкарой. Исключением является Пекин, так как именно эта страна является лучшей гарантией экономической, политической и дипломатической независимости Узбекистана.
Примечательно, что, несмотря на ухудшающееся экономическое и социальное положение Узбекистана, именно Россия стала основным инвестором и крупнейшим торговым партнером Узбекистана. Доля РФ во внешней торговле РУ составляет 29,2%, Китая 9,5%, Казахстана 8,3%, Южной Кореи 7,4% Турции 4,4%. Возможно в этом причина «теплых личных отношений» лидера Узбекистана к Кремлю в условиях, когда вся официальная пропаганда республики убеждает простых граждан совершенно в обратном.
Таким образом, тренд российско-узбекских экономических отношений продолжит далее возрастать, несмотря ни на какие политические демарши.