Очередное «копеечное» подорожание автомобильного топлива в Беларуси уже никого не удивило. Этот устойчивый тренд сформировался в прошлом году и, не смотря на увещевания руководства концерна «Белнефтехим», никуда не исчез. Если набранные темпы роста сохранятся, то к концу года будем гарантированно иметь больше двух рублей за литр.
В 2018-м бензин подорожал примерно на 25%. Добавьте четверть к текущим расценкам и получите искомую цифру, которая сегодня еще кажется далекой и недостижимой. И это не предел.
Если цены на национальных АЗС принять за условную точку отсчета, то в Украине они составляют 163,9%; в Польше – 190,4%; в Латвии – 208,1%; в Литве – 196,6%; в Германии – 230,2%. При этом тарифы совсем немного отличаются от российских – 96,7%.
Объективная реальность
В правительстве объясняют необходимость подорожаний объективной реальностью, существующей на планетарном рынке углеводородов. Фьючерсы уверенно торгуются на отметке в $74 за баррель с перспективой поступательного роста к отметке в $100. Сырая нефть, поступающая на белорусские НПЗ, уже подорожала почти на 15%. Переработчики смогли «отыграть» менее 4%, но долго оставаться на месте они не могут, поскольку в этой ситуации рентабельность производства уверенно стремиться к нулю.
Работать «в минус» нельзя, так как в отпускной цене конечной продукции заложено чрезмерное количество акцизов, благодаря которым экономика страны еще как-то держится на плаву. Достаточно легкого толчка и она камнем пойдет ко дну, потянув за собой всю социальную сферу и совокупный уровень жизни населения.
Причины повышения стоимости российской нефти также носят объективный характер. Желая «удушить» Китай, американцы через многочисленные санкции, как смогли, перекрыли дня него основные источники углеводородов – Иран и Венесуэлу. Точнее, максимально затруднили получение дешевого сырья.
В Пекине к этому готовились давно. Когда цены на нефть находились на минимуме, проводили массовые закупки и заполнили всё, что могли. У китайских берегов стоит огромная флотилия танкеров, превращенных во временные хранилища.
От действий Белого дома пострадали его европейские союзники. Их нефтепереработка испытывает острый дефицит сырья. Большинство заводов ориентировано на венесуэльскую нефть, поток которой из-за введения ограничений, резко иссяк. Оперативно перестроить производство на другие типы сырья невозможно и очень дорого. Приходится искать аналоги, которые есть только в России. В результате к Москве выстроилась длинная очередь покупателей. Глупо отказывать от прибыли, которая настойчиво просится тебе в руки.
Альтернативы нет
В Минске на протяжении всего суверенного периода пытаются найти альтернативного поставщика нефти для переработки. Однако, желания никак не совпадут с возможностями. Дешевле, чем в Таможенном союзе, никто не продает.
Была «завиральная» идея переориентировать поставки на венесуэльское направление. Танкеры заходили в одесский порт и разгружались. Затем «черное золото» переливали в железнодорожные цистерны и везли на заводы. Подсчитали рентабельность и прослезились. Попробовали запустить в реверсном режиме нефтепровод «Одесса – Броды» — несерьезно. Еще предлагали разгружаться в портах Прибалтики, и возить цистернами. В общем, официальные потери от подобных экспериментов за 2010-2012гг, по данным «Белстата», превысили один миллиард долларов.
Кучу денег просто выбросили на ветер, но ничему не научились. В 2016-2017гг. проводились пробные поставки иранской и азербайджанской нефти через латвийский и украинский порты. Итог один: невыгодно и нецелесообразно.
В 2018-м по российским нефтепроводам в рамках ЕАЭС получили относительно небольшую партию сырья из Казахстана. Беспошлинно, но по рыночной стоимости. Россия предлагала дешевле.
Большая политика
Имеет право на существование еще одна версия повышения стоимости белорусского топлива — Минск принуждают следовать в русле российской внешней политики в отношении Украины. В июле Москва полностью прекращает поставлять Киеву нефтепродукты, зависимость от которых по отдельным позициям составляет свыше 60% процентов национального рынка. Заместить такие объемы по щелчку пальцев нереально. От Беларуси, как минимум, требуют резко поднять отпускные цены. Защитный барьер нужно возвести и у себя. Иначе – вывезут.
Некоторые эксперты предполагают, что проблема некачественного топлива, приведшая к «катастрофическим» последствиям на Мозырском НПЗ создана искусственно и сильно преувеличена. Специалисты действительно говорили об уникальности технологического оборудования, поломка которого неизбежно приведет к вынужденной остановке производства. Затраты на ремонт составят десятки миллионов долларов. Восстановление может занять от нескольких недель до нескольких месяцев.
Соответствующее заявление прозвучало, и поставки нефтепродуктов на Украину и Польшу с 23 апреля временно прекратились. Производственная мощность пострадавшего нефтеперерабатывающего предприятия упала до 40%.
Напомним, что по официальной версии, в российской нефти, поступающей на переработку на белорусские НПЗ, концентрации хлорорганических соединений (хлоридов) превысили допустимые нормы в десятки раз. Это привело к поломке дорогостоящего оборудования. В «Транснефти» факт возникновения форс-мажорных обстоятельств подтвердили. Источник загрязнения, протяженностью в полторы тысячи километров, находится на перегоне Самара – Унеча. По словам представителя предприятия «Гомельтранснефть Дружба», в нефтепроводе находится порядка 700тыс. тонн низкокачественных углеводородов.
Странность состоит в том, что импорт сырой нефти действительно остановлен, но никто не говорит об утилизации громадного объема продуктов переработки, полученного до того, как узнали о существовании проблемы. Это позволяет предположить, что он либо пошел на внутренний рынок, либо закачан в нефтехранилища, чтобы тихо пойти на экспорт в общей массе после прекращения шумихи.
Другими словами, Минску создали условия для «сохранения лица» в межгосударственных отношениях с Украиной. С большой неохотой и сопротивлением, но он был вынужден согласиться.