24 ноября 1996 года в Беларуси прошёл судьбоносный референдум, ставший финалом противостояния Президента и Верховного Совета. Вся последующая история Республики Беларусь во многом стала результатом тогдашних событий. Их влияние на общественно-политическую жизнь страны мы ощущаем до сих пор.
15 лет спустя UDF.BY представляет даты основных битв в борьбе за власть и будущее Беларуси.
Вечные вопросы
«Мы из этого Верховного Совета сформируем Палату представителей и Сенат. Зачем нам еще какие-то выборы?»
Александр Лукашенко, 7 августа в интервью БТ
9 августа 1996 года. В Верховный Совет поступил внесенный президентом проект постановления «О проведении республиканского референдума и мерах по его обеспечению». В первом пункте президент предлагал назначить датой проведения референдума 7 ноября. Во втором значились 4 вопроса, которые Лукашенко предлагал вынести на всенародное голосование:
1. Перенести День Независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля.
2. Принять конституцию 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными президентом РБ.
3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли?
4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в РБ?
Основным вопросом является изменение Конституции. Остальные должны либо привлечь к участию в Референдуме определенные группы населения (так, ветераны обрадованы перенесением Дня независимости на дату освобождения Минска от фашистов), либо завуалировать важность вопроса об изменении государственного строя. Верховный совет начал анализировать предложенные президентом вопросы на соответствие Конституции.
4 сентября 1996 года Президиум Верховного Совета согласился с предложением президента провести референдум и предложил вынести на голосование еще 3 вопроса:
1. Принять Конституцию 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными фракциями коммунистов и аграриев?
2. Выступаете ли Вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административной единицы?
3. Согласны ли Вы с тем, что финансирование ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета?
Также Президиум Верховного Совета предложил провести голосование не 7 ноября, как хотел президент, а 24 ноября. Согласно проекту Конституции Верховного Совета, пост президента упразднялся.
6 сентября 1996 Лукашенко лично выступил перед депутатами Верховного Совета и разъяснил свой проект изменения Конституции. Он раскритиковал широкие полномочия парламента, назвав их продолжением советской традиции единства всех ветвей власти, и предложил расширить полномочия кабинета министров и президента. Лукашенко предложил упразднить Верховный Совет, а вместо него ввести двухпалатный парламент: Палату представителей и Совет Республики. Президент получал почти неограниченные полномочия: право назначать выборы в парламент и референдум, распускать парламент и назначать почти всех высших должностных лиц: половину состава ЦИК и Конституционного суда, 8 членов Совета Республики, а с согласия Совета Республики — генерального прокурора и членов правления Нацбанка. Также президент наделяется правом «принимать декреты, которые имеют силу законов», а процедура импичмента была настолько затруднена, что осуществить ее почти невозможно. Юристы называют данный проект «правовым Чернобылем», а политологи опасаются превращения Беларуси в «банановую» республику.
В этот же день 24 ноября было назначено датой проведения референдума. Верховным Советом были внесены поправки, ужесточающие процедуру проведения референдума, а за день до этого оппонент Лукашенко Виктор Гончар возглавил Центризбирком. Началось активное противостояние президента и Верховного Совета.
Импичмент президенту и «рука Москвы»
«Мы не будем брать в руки автоматы, наше оружие – Конституция и законность».
Сергей Калякин, лидер фракции коммунистов
28 августа 1996 года «круглый стол», представляющий ведущие политические партии, выдвинул ультиматум, согласно которому президент до 15 сентября должен отменить свои антиконституционные указы (участники насчитали 16 таковых) и выполнить ряд других требований. В противном случае «круглый стол» предлагает Верховному Совету начать процедуру отстранения от должности главы государства (импичмента).
23 сентября 1996 года. Конституционный суд возбудил дело о конституционности постановления Верховного Совета о проведении республиканского референдума на основании того, что изменения и дополнения, предложенные президентом на референдум, представляют новую Конституцию. Это противоречит действующему Основному закону (статья 149 часть вторая). Кроме этого, суд начал проверку конституционности некоторых других указов Лукашенко.
5 ноября 1996 года постановление Верховного Совета о назначении референдума признано неконституционным. После этого Верховный Совет внес изменение в свое постановление от 6 сентября 1996 года, где указал, что предложения ВС и президента об изменении Конституции не имеют обязательной силы.
7 ноября 1996 года президент издал указ, согласно которому все результаты референдума будут носить обязательный характер. Также указ определял, что решение Конституционного суда от 4 ноября незаконно, поскольку ограничивает право граждан на участие в референдуме.
9 ноября 1996 года началось досрочное голосование, но на избирательных участках так и не появился окончательный проект изменений и дополнений Конституции, выносимый на референдум президентом.
18 ноября 1996 года. В 9.30 премьер-министр Михаил Чигирь подал в отставку. В этот же день с 10.00 началась экстренная внеочередная сессия Верховного Совета. К обеду был преодолен рубеж в 70 подписей депутатов, необходимых для начала процедуры импичмента. Депутаты, опасаясь, что завтра им не дадут собраться вместе, решают остаться в стенах парламента на ночь. В Минске прошел «Марш с закрытыми ртами» (около 5-10 тыс. человек) против неконституционных действий президента.
19 ноября 1996 года. Подписи за импичмент переданы в Конституционный суд.
21 ноября 1996 года. В Минск для переговоров по урегулированию властного кризиса прибывают спикеры нижней и верхней палат российского парламента Егор Строев и Геннадий Селезнев, а также премьер-министр России Виктор Черномырдин и вице-премьер Валерий Серов.
22 ноября 1996 года. После 9-часовых переговоров с участием представителей руководства России, длившихся всю ночь с 21 на 22 ноября, президент Беларуси Александр Лукашенко, председатель Верховного Совета Семен Шарецкий и председатель Конституционного суда Валерий Тихиня подписали Соглашение об общественно-политической ситуации и конституционной реформе в Республике Беларусь.
Согласно этому документу, президент Беларуси отменяет два своих указа, определявших обязательный характер голосования на референдуме по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции республики. Верховный Совет в свою очередь отзывает из Конституционного суда заявление депутатов об импичменте президента. В течении двадцати ближайших дней будет создано Конституционное собрание. В него войдут пятьдесят представителей президента и пятьдесят депутатов Верховного Совета, причем последние — пропорционально составам парламентских фракций. Возглавит собрание президент Александр Лукашенко.
23 ноября 1996 года. Лукашенко подписывает указ, согласно которому голосование по конституционному вопросу будет иметь не консультативный, а обязательный характер. Этот документ противоречит соответствующим решениям Конституционного суда, постановлению парламента и упомянутому уже Соглашению между президентом и Верховным Советом от 22 ноября, которыми определены консультативный характер голосования по конституционному вопросу.
Голосование и результаты
«Принять конституцию через референдум – это все равно, что поручить проведение операции санитарке».
Валерий Пастухов, судья Конституционного Суда
24 ноября 1996 года. По предварительным данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в голосовании на референдуме 24 ноября 1996 года (по состоянию на 22.00 минского времени, когда голосование завершилось) приняли участие 6 161 686 человек, или 84,05% от общего количества граждан, внесенных в списки для голосования.
Виктор Гончар, отстраненный недавно президентским указом от должности председателя Центризбиркома, заявляет о многочисленных фальсификациях в ходе референдума и его нелегитимности. О многочисленных нарушениях на избирательных участках заявляют все независимые наблюдатели и западные дипломаты.
25 ноября 1996 года. Исполняющей обязанности председателя Центральной избирательной комиссии Лидией Ермошиной оглашены предварительные результаты республиканского референдума.
По первому вопросу — о переносе Дня независимости Республики Беларусь на 3 июля – «за» 88,2%. По второму вопросу — принять Конституцию Республики Беларуси 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными президентом А.Лукашенко, — «за» 70,5%. По третьему вопросу — выступаете ли вы за свободную, без ограничений, куплю и продажу земли – «за» 15,35%. По четвертому — поддерживаете ли вы отмену смертной казни — «за» проголосовало 17,9%.
По вопросам, предложенным Верховным Советом, Ермошина огласила следующие цифры: «за» принятие Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями, предложенными депутатами фракций коммунистов и аграриев — 7,9 %. По шестому вопросу — выступаете ли вы за то, чтобы руководители местных органов исполнительной власти избирались непосредственно жителями соответствующей административно-территориальной единицы – «за» 29,9%. По седьмому вопросу референдума — согласны ли вы, что финансирование всех ветвей власти должно осуществляться гласно и только из государственного бюджета — «за» 32,1%.
27 ноября 1996 года вступила в силу Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября.
28 ноября 1996 года в Минске сформирована Палата представителей Национального собрания Беларуси, которой новой Конституцией отведена роль нового парламента республики.
В Палату представителей вошли 110 депутатов предыдущего парламента — Верховного Совета 13-го созыва — поддержавших конституционную реформу, осуществляемую президентом.
29 ноября 1996 года президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «О прекращении полномочий Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва.