Завершено расследование катастрофы Як-42

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета сегодня на пресс-конференции в Москве заявили о завершении расследования катастрофы Як-42 с хоккеистами ярославского «Локомотива». Эксперты выяснили, что в катастрофе виноваты пилоты, которые из-за своей низкой подготовки действовали неправильно. Кроме того, виновато и руководство авиакомпании «Як-сервис», допустившее неподготовленных и не совсем здоровых пилотов к управлению самолетом.

По словам председателя технической комиссии МАК Алексея Морозова, пилоты Як-42 могли по ошибке нажимать на тормозные педали лайнера: «Результатом летного эксперимента опытными летчиками-испытателями установлено, что ошибочное отжатие тормозных педалей экипажем в процессе разбега возможно, только если ноги пилота на педали стоят неправильно и находятся на тормозных площадках. При этом небольшое по величине и усилиям нажатие на педали может быть не замечено пилотом».

Но кто из двух пилотов – командир экипажа Андрей Соломенцев или второй пилот Игорь Жевелов – во время разгона самолета по взлетно-посадочной полосе отжимал педаль газа, установить не удалось. По данным экспертов, это мог сделать любой из них.

Кроме того, как показывают данные параметрических и речевых самописцев лайнера, пилоты упустили момент перехода во взлетный режим и продолжали катиться по ВПП в пониженном режиме дольше, чем это необходимо.

Между тем, по данным МАК, самолет Як-42 был исправен перед вылетом из Ярославля. Отказов в работе самолета двигателей, систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Зато эксперты выяснили, что не все члены экипажа «Яка» были здоровы.

По данным МАК, второй пилот имел проблемы со здоровьем и наблюдался у невролога. Согласно обнародованным сегодня на пресс-конференции данным, с 2000 года у него отмечалось снижение рефлексов в ногах, а с 2005 года – и на руках. Кроме того, в организме Жевелова был обнаружен фенобарбитал – препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему и запрещенный к применению пилотами.

Специалисты МАК заявили, что организационная структура компании «Як-сервис», которой принадлежал разбившийся самолет, не обеспечивала безопасность выполнения полетов самолета Як-42. По словам Алексея Морозова, в авиакомпании организация летной работы и системы управления безопасностью полетов была неудовлетворительной, штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был. Также переучивание командиров воздушного судна и второго пилота на Як-42 проходило с грубыми нарушениями действующих нормативных документов. «Переучивание совмещалось с освоением и выполнением полетов на другом типе самолетов – Як-40, что повлияло негативно на перенос навыков на пилотирование и управление самолетом», – утверждают в МАКе.

Росавиация еще 26 сентября приняла решение аннулировать сертификат эксплуатанта у ЗАО «Авиационная компания „Як-сервис”». Решение было принято на основании проведенной внеплановой проверки организации летной работы, а также по факту авиакатастрофы лайнера.

Сейчас в России насчитывается 138 авиакомпаний, при этом около 85% регулярных перевозок приходится на десятку крупнейших. Большинство остальных либо работают на межрегиональных и местных линиях, либо выполняют чартерные рейсы на зарубежные курорты. И, как показала практика, именно они в основной своей массе не соответствуют жестким требованиям, предъявляемым к безопасности полетов.

Президент России Дмитрий Медведев потребовал от правительства в кратчайшие сроки радикально уменьшить количество авиакомпаний в нашей стране. «На рынке должны остаться только те авиаперевозчики, которые имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату», – заявил глава государства.

Напомним, что катастрофа самолета Як-42, бортовой номер 42434, с хоккеистами ярославского «Локомотива» произошла днем 7 сентября в районе ярославского аэропорта Туношна. Самолет совершал перелет по маршруту Ярославль–Минск. В столице Беларуси «Локомотив» должен был встречаться с местной командой «Динамо».

На борту находились 45 человек – 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Первоначально выжили два человека – Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Однако после доставки в Москву, несмотря на усилия врачей, спортсмен, получивший ожоги более 90% поверхности тела, скончался.

Между тем родственники погибших летчиков Игоря Жевелова и Андрея Соломенцева считают, что официальное расследование было необъективным, и готовятся потребовать продолжить расследование. Основания для этого им дает недавнее решение Конституционного суда России, который рассмотрел жалобу родственников погибших в скандальном деле о ДТП на Ленинском проспекте в Москве. Решение КС распространяется на все категории дел, которые были прекращены в связи с гибелью подозреваемых или виновных.

Читайте нас в: