Дрейф самоходной баржи Т-36 – событие, о котором мало кто помнит и знает сегодня, но всего несколько десятков лет назад эта история потрясла весь мир. Неуправляемое судно с четырьмя людьми на борту оказалось в открытом океане. Несгибаемая четвёрка впоследствии стала знаменита тем, что выдержала все испытания судьбы и сумела сохранить человеческий облик. И это несмотря на то, что пришлось прожить 49 дней, имея в распоряжении запас пищи и пресной воды на трое суток, в полузатопленном судне без горючего.
Дрейф баржи Т-36: почему так получилось
Баржа Т-36 была одной из тех, что применялись в целях разгрузки судов, которые не могли подойти близко к берегу. В 1960 году, утром 17 января в заливе у острова Итуруп, одного из Курильских островов, разбушевался сильный шторм, в результате чего судно сорвалось со швартовки. В это время на нём находились четверо военнослужащих ВС СССР, до этого происшествия занимавшимися обслуживанием баржи и перевозкой на ней грузов с удов на берег.
После того как судно попало в шторм, у солдат ушли целые сутки на безуспешные попытки вернуться к острову или хотя бы удержаться в заливе. Спустя этот период топливо закончилось, а шансы на самостоятельное спасение были сведены к нулю.
Четверо солдат СССР, не имеющих достаточного опыта судоходства в открытом океане, остались один на один со своей бедой. Можно было ждать помощи, но надежда была очень небольшой.
49 дней посреди Тихого океана
Четыре парня остались без условий к существованию. Топливо закончилось, а время года было отнюдь не тёплое – зима в самом разгаре. Даже несмотря на то, что район нельзя назвать северным, холода здесь стояли сильные – по оценкам метеорологов того времени, весь период нахождения в открытом океане температура не поднималась выше нуля, зато опускалась до -17 0С.
Вдобавок ко всему пострадала и сама баржа: часть её оказалась затопленной. Усилиями находившихся на судне людей её удалось починить, но часть воды всё равно осталась. Тем не менее, баржа не утонула и оставалась на ходу все те недели, что экипаж провёл в океане.
Но проблема с подтоплением, хотя и казалась в начале критической, была решена довольно быстро, чего нельзя сказать обо всех остальных проблемах. А их было немало. Радиостанцию затопило, поэтому связаться с землёй не было никакой возможности. Запас пищи, находившийся на судне, был очень скудным: продукты, рассчитанные на четверых на 3 суток, и минимальное количество воды.
Объективно «морякам поневоле» было не выжить, если их не найдут в ближайшие дни. Но они решили иначе: держаться до последнего, даже когда требуется совершить невозможное.
«Инструкция по выживанию»: как удалось выдержать полтора месяца без еды, топлива и воды
Ключевым моментом в успехе этого, казалось бы, изначально провального вынужденного путешествия, стало то, с каким отношением парни подошли к делу. Вместо того чтобы паниковать и опускать руки, они продумали до мелочей каждый свой шаг.
Распределением пищи занимался Асхат Зиганшин – младший сержант, старшина баржи. Он настоял на постепенном переходе на скудный рацион, и в первые дни команда питалась относительно сытно – если сравнивать с последующими неделями. Далее количество еды значительно снизилось; фактически его хватало лишь на то, чтобы не умереть с голоду.
С самого начала команда располагала отнюдь не лучшим набором продуктов, даже если бы им нужно было продержаться всего три дня. Запланированный рацион на 80 % состоял из картошки, которая рассыпалась во время шторма и успела пропитаться дизельным топливом. Кроме неё у ребят были полторы банки тушёнки, немного крупы и гороха, пачка чая и булка хлеба.
Из того, что имелось, можно было варить суп, и это было оптимальным решением в данной ситуации. На таком жидком питании команда жила почти месяц, используя не более 4 картофелин в день.
С водой дела обстояли не лучше. Пресной питьевой, нормальной и пригодной к употреблению, не было совсем. Но была другая – техническая, из системы охлаждения двигателей. Её было достаточно, объём превышал 120 литров. Такая вода была непригодна для питья из-за ржавчины и отсутствия даже минимальной очистки, но выбор у парней был невелик…
Кроме того, по мере возможности они собирали дождевую воду. Учитывая время года и погодные условия, дождь шёл не так уж и часто, и нужно было получить в эти моменты как можно больше. Поэтому солдаты расстилали простынь на палубе, а затем выжимали её в ведро.
В диком холоде нужно было подумать и об отоплении, иначе экипаж бы просто не выжил. В ход шли преимущественно покрышки, прицепленные к боковым частям баржи, а также старые ящики, ветошь, бумага.
Несмотря на героическую стойкость команды и разумное распределение продуктов, запасы подошли к концу на 38-ой день. После этого солдаты придумывали всё, что можно, чтобы хоть как-то продлить свою жизнь в надежде на возможное спасение. Они находили всё, что было сделано из кожи, включая кирзовые сапоги, резали на «лапшу» и варили «суп». Сложно сказать, имело ли это хоть какой-то вкус, но помогло продержаться ещё 10 дней – до того момента, когда их обнаружило американское судно.
К тому времени они уже были готовы к смерти. Американцы же, в свою очередь, были поражены увиденному: и тому, как можно было выжить в таких условиях, и тому, насколько достойно держались люди, находившиеся на барже. Новость мгновенно облетела все газеты мира.
Почему 49 дней на барже Т-36 назвали подвигом
Ребята с баржи Т-36 – люди, оказавшиеся в крайне тяжёлой ситуации практически без надежд на спасение. Тем не менее, сами они никого не спасали, а потому нередко возникает вопрос, почему идёт речь о героизме и подвиге.
В первую очередь речь шла о слаженных действиях, крепкой дружбе и несгибаемой силе духа – всё это поразило людей в разных концах земного шара. С самого начала они предполагали, что их не найдут до марта, поскольку воздушное пространство было закрыто для полётов на месяц в связи с испытаниями. Но они не сдались.
Многочисленные источники, рассказывающие о голоде в тех или иных ситуациях, нередко упоминают жуткие факты каннибализма. Люди буквально сходят с ума в таком состоянии, и делают то, что в нормальной жизни никогда не сделали бы. Экипаж дрейфовавшей на протяжении более полутора месяцев баржи Т-36 повёл себя крайне достойно во всех смыслах.
Ребята поддерживали друг друга, читали книги, помогали пережить тяжёлый период, делили всё на четверых. Благодаря этому шансы на выживание были равными, и, пожалуй, поэтому и выжили все.
Каждый из ребят прожил долгую жизнь. Асхат Зиганшин стал знаменитостью тех времён как старшина, не давший своим рядовым умереть.