Зрители старшего возраста хорошо помнят советский фильм под названием «Максимка», рассказывающий о дружбе маленького темнокожего раба и доброго русского матроса. Роль спасенного мальчика сыграл настоящий мулат, которого кинематографисты чудом встретили в холодном Архангельске. Юный актер Толя Бовыкин, трогательный, смышленый и очень талантливый, быстро стал любимцем всего Советского Союза, но его судьба оказалась более трагичной, чем у экранного героя.
Экзотический мальчик из Архангельска
Толя Бовыкин родился в Архангельске 8 июля 1943 года. История его появления на свет строится исключительно на предположениях и рассказах немногих оставшихся в живых людей, которые знали мальчика лично. Его мама Александра умерла в преклонном возрасте, но никогда не распространялась о Толином отце и не называла его имени. Говорила только то, что роман был недолгим, а потом мужчина отбыл на родину и больше она его не видела.
Молодая Шура Бовыкина приехала в Архангельск из Вологодской области в начале войны – бежала от непутевого мужа с трехлетним сыном Николаем на руках. Она устроилась на лесозавод, получила комнату в бараке на окраине города, работала по 16 часов в сутки, но жизнь была тяжелой и голодной. В 1942 году в порт начали приходить суда из США и Англии, которые привозили военную технику по ленд-лизу – их называли арктическими конвоями. Суда задерживались в Архангельске на несколько месяцев, иностранные моряки сходили на берег, а местные девушки заводили с ними знакомства и романы. Чаще всего они делали это не от скуки или тяги к экзотике, а из-за банального голода. Американские кавалеры были щедрыми – подкармливали женщин, приносили им сгущенку, консервы, шоколад.
Примерно так и начался роман Шуры Бовыкиной с неизвестным моряком-афроамериканцем. В 40-е годы подобные отношения были рискованными – за связь с иностранцем можно было легко угодить в лагеря. Знакомиться с темнокожими парнями в этом плане оказалось безопаснее – они считались угнетенными, поэтому чиновники смотрели на эту любовь сквозь пальцы. А возможно, совсем молодой Шуре, измученной бедностью и тяжелой работой, просто захотелось почувствовать себя красивой и желанной женщиной. Это подтверждали и ее родственники, которые встречались с журналистами после смерти Бовыкиной. Говорили, что она была по-настоящему влюблена в доброго заморского мужчину и очень горевала, когда он отплыл в далекую Америку.
Судьба моряка, ставшего отцом Толи, остается неизвестной. При жизни Шура говорила, что он погиб после того, как в корабль попала немецкая бомба. А соседка семьи рассказывала журналистам, что после войны в Архангельск приезжали двое афроамериканцев – просили отдать им мальчика, но мать не согласилась. Она очень любила сына и никогда, даже в самое тяжелое время, не жалела о его рождении.
Появление малыша-мулата стало настоящим событием для жителей архангельской окраины, но Шуру не осуждали – она была доброй, простой и очень работящей женщиной. Правда, сначала на темнокожего Толю смотрели искоса и даже поддразнивали, но потом он стал всеобщим любимцем. В школе Бовыкин учился не слишком хорошо, но очень любил английский язык – гены отца давали о себе знать. Он рос дружелюбным, веселым и активным, а еще любил вышивать крестиком, причем делал это лучше, чем многие девочки.
Прирожденный актер
В 1952 году в Архангельск проходили творческие вечера известных кинематографистов, в числе которых был актер Николай Крючков. Однажды во время выступления в клубе в зал вбежал шумный мальчик с экзотической внешностью, которого мужчина хорошо запомнил. А вскоре Владимир Браун решил снять картину по рассказу Константина Станюковича, и Николай решил, что маленький мулат из северного города отлично подойдет на роль спасенного раба Максимки.
Съемки проходили в Одессе, куда девятилетний Толя приехал с мамой. Бовыкин был мулатом, а не чистым афроамериканцем, поэтому его кожа показалась режиссеру слишком светлой – пришлось гримировать. А в остальном юный актер, который никогда ранее не снимался в кино, справился со своей задачей на удивление хорошо. Борис Андреев, Вячеслав Тихонов, Марк Бернес и другие известные артисты, который тоже были заняты на съемках, отмечали, что он обладал врожденным талантом и вел себя перед камерой абсолютно естественно.
В одной из сцен рабовладелец должен был отстегать маленького раба плеткой, и актер Михаил Астангов перестарался – несколько ударов получились болезненными. Бовыкин затрясся, заплакал (этот эпизод вошел в фильм), а потом подбежал к одному из членов съемочной группы и прижался к нему в поисках защиты. Невольным заступником оказался ассистент, а в будущем известный режиссер Сергей Параджанов. Впоследствии мужчина стал Толиным другом и наставником – учил его актерскому мастерству, а мальчик буквально не отходил от него.
Привязался к маленькому актеру и Борис Андреев, сыгравший матроса Лучкина. Он даже просил Александру отпустить сына с ним в Москву, чтобы Толя мог учиться и продолжить актерскую карьеру, но женщина не согласилась. Гонорар, полученный за съемки, Толя раздал старшим товарищам на подарки – себе оставил только небольшую сумму на сувенир.
Жертва слухов и сплетен
Фильм «Максимка» сразу завоевал симпатии миллионов людей. Зрители плакали над трагической судьбой темнокожего мальчика и гордились добротой русских моряков. Украинская кондитерская фабрика выпустила конфеты с одноименным названием и улыбающимся кудрявым ребенком на фантике. В Туапсе появился памятник, изображающий главных героев картины – маленького раба и его друга-матроса.
А вот жизнь Толи и его мамы практически не изменилась. Они жили в той же комнатке в бараке, юный актер учился в школе и на экране больше не появлялся. Но судьба «Максимки» интересовала многих зрителей, и со временем начали появляться нелепые слухи. Говорили, что мать Бовыкина разбогатела благодаря таланту сына, а он сам заболел сахарным диабетом и умер от последствий недуга, так как женщина не хотела лечить его. Согласно другой версии, Толя вырос, уехал в США и счастливо живет там по сей день.
Правда, как это часто бывает, оказалась более прозаичной и трагической – жизнь Бовыкина оборвалась через 6 лет после выхода фильма. Толя всегда был очень активным, непоседливым мальчиком, что подтверждали абсолютно все, кто его знал. Дочь сценариста Григория Колтунова Виктория, которая часто бывала на Киевской киностудии, рассказывала занятную историю. Они с Толей были примерно одного возраста, познакомились на пробах и уже через пять минут подрались из-за кота. Архангельские знакомые тоже говорили, что мальчик редко сидел на месте и не упускал случая поозорничать.
В итоге шустрый характер мальчика сыграл с ним злую шутку. Однажды он прицепился к грузовой машине, ехавшей на большой скорости, но сорвался и сильно ударился головой. Травма дала осложнения, и в 1958 году Толя Бовыкин скончался через месяц после 15-го дня рождения. Похоронили его на местном кладбище – сначала на могиле стоял скромный памятник, увенчанный звездой, и только в 2018 году его заменили новым, с фотографией покойного актера в образе Максимки.
Забытый герой
Смерть Толи стала страшным ударом для старших товарищей из актерской среды – они никогда не забывали его и поздравляли со всеми праздниками. Особенно скорбел Сергей Параджанов, а Александра Бовыкина и вовсе не находила себе места от горя. Отдавая дань памяти Толи, она писала на телевидение письма – просила, чтобы в дни рождения и смерти сына показывали «Максимку». Очень гордилась, глядя на Толю, и просила всех знакомых включать телевизор в это время.
Справиться с тяжелой потерей Александре помогли внуки. Старший сын Николай женился, стал отцом троих детей, но жил очень бедно, и бабушке пришлось забрать внучку Валентину к себе. Они вместе ходили на могилу Толи – после его смерти мать прожила более 40 лет. Сейчас все родственники Бовыкиных, которые знали Александру и ее сына, тоже ушли из жизни, а молодежь знает его только по рассказам старшего поколения. Некоторое время за могилой ухаживали знакомые и одноклассники, а потом она долго была в запустении. Сейчас это делают неравнодушные жители Архангельска – возле памятника часто лежат свежие цветы.
В следующем году фильму «Максимка» исполнится 70 лет, и по телевизору показывают крайне редко, что можно назвать большим упущением. Это по-настоящему добрая и трогательная картина, посвященная дружбе народов, о которой сегодня тоже практически забыли.