13 октября 1972 года самолет с уругвайскими регбистами из команды «Старые христиане» совершал рейс в столицу Чили. Около 15:30 борт пропал с радаров и вскоре стало понятно – произошла трагедия. Власти организовали несколько спасательных операций, но результата они не дали. Родственникам осталось только оплакивать погибших, а спустя 72 дня пришло ошеломляющее известие – 16 человек из числа пассажиров нашлись и пребывают в удовлетворительном состоянии.
Следующим шоком для цивилизованного общества стала история несчастных – ради спасения собственных жизней им пришлось употреблять в пищу тела погибших. Со дня крушения прошло почти 50 лет, было написано много книг, снято несколько кинокартин, но споры о моральной стороне случившегося ведутся до сих пор.
Наедине с холодом и страхом
Причинами трагедии называют ошибки диспетчеров и летчиков. Самолет попал в «болтанку», а пилоты понадеялись на собственный опыт и снизились слишком сильно. Они сообщили пассажирам, что судно «слегка потанцует», но спустя несколько минут произошло крушение. Борт зацепил один из горных пиков хвостом, упал и развалился на несколько частей. Из 45 находящихся на борту людей 17 погибли сразу, еще пятеро не пережили ночь. Оставшиеся в живых оказали раненым первую помощь и начали ждать спасения.
Пассажиры осмотрели обломки и взяли все, что могло принести пользу. Из пищи у них было вино и немного сладостей – все, что удалось найти в багаже. Воду получали из снега – клали его на детали самолета и топили на солнце. Починили транзисторный приемник и слушали обрывки новостей, доносящиеся сквозь помехи. Известия обнадеживали – их ищут и скоро найдут. Однажды в небе пролетел вертолет, но пилот не заметил ни части самолета, которые сливались со снегом, ни людей.
Жуткое решение
Время шло, а вместе с ним таяли ожидания. Скудные остатки провизии закончились, а вскоре пассажиры узнали неприятное известие – все поиски свернуты, люди официально считаются погибшими. Стало понятно, что выживать придется самостоятельно. Они пытались жевать кожаные вещи, потрошили обивку сидений, делали вылазки в горы в поисках каких-нибудь животных. Все было тщетно.
Жуткая мысль о том, что доступная еда находится рядом, посещала многих выживших, но они гнали ее прочь. Первым ее озвучил будущий доктор Роберто Канесса. Он сказал, что у ребят осталось три выхода – спрыгнуть с ближайшей скалы, мучительно умереть от голода или… съесть покойников. Вначале справиться с собой смогли далеко не все, но жуткий голод оказался сильнее моральных установок. Пассажиры старались не думать о том, что делают. Вызывали в памяти лица родных людей, мечтали о будущем и просто старались выжить. Один из спасшихся скончался, так как его организм отказался усваивать пищу, которая была в наличии.
Спасены и будем жить
Через 17 дней после трагедии ребят постигла новая напасть. Горная лавина засыпала часть искореженного самолета, которая служила убежищем для выживших. Она унесла жизни еще 8 человек, а остальные смогли выбраться наружу только через три дня. Как бы жутко это не звучало, но природный катаклизм обеспечил оставшихся провизией еще на месяц, а толстый слой снега защитил единственное укрытие от холода и ветра.
Прошло почти два месяца. Ребята потеряли еще несколько человек и понимали, что рано или поздно подобная участь ожидает всех. Тогда самые выносливые, Роберто, Нандо и Антонио, решили идти к цивилизации. Они надели на себя все, что смогли, сделали палатку и отправились в путь по направлению к Чили. А вскоре поняли, что пройти придется большее расстояние, чем ожидалось, и отправили одного из товарищей назад. Нандо и Роберто шли 10 дней, преодолели 60 миль и старались не терять надежды.
Пастух-чилиец Серхио Каталан был крайне удивлен, увидев двоих исхудавших, измученных парней, которые появились из ниоткуда. Они сообщили, что стали жертвами авиакатастрофы и более двух месяцев выживали в нечеловеческих условиях. Мужчина вызвал помощь, а вскоре остальных пассажиров злосчастного рейса подобрали спасатели.
Дома участники трагедии, которую назвали «Чудом в Андах», стали живыми легендами, но только до первых пресс-конференций, где они рассказали кошмарную историю. В обществе развернулись жаркие дискуссии на тему, имеет ли право человек ради выживания переступать запрещенные границы. Были попытки травли, но ребята решили – они прошли сквозь 72 дня ада не для того, чтобы сломаться.
Интересно, что представители католической церкви и родственники погибших не осуждали спасшихся. Семьи заявили – они понимают их чувства и считают, что покойные близкие пожертвовали собой ради того, чтобы друзья смогли выбраться из беды.
Нандо Паррадо
Родился в 1949 году в простой семье, принадлежавшей к среднему классу. В семье росло трое детей – у Нандо была старшая сестра Грасиела и младшая Сусанна, которая тоже погибла во время злополучного путешествия вместе с матерью. Паррадо был физически сильным, здоровым парнем, и после крушения стал одним из лидеров горстки выживших. Во время падения судна получил травму головы, три дня пролежал без сознания и чудом остался в живых. Он поддерживал товарищей, а потом отправился в опасный путь через горы вместе с Канессой и Визинтином. Это в итоге и спасло всех несчастных.
Позже Паррадо говорил, что не испытывал отвращения – как и все герои, он просто очень хотел жить. Единственным его желанием было, чтобы мать и сестру оставили в покое.
После спасения он написал роман-реконструкцию о том, что им пришлось пережить в течение тех страшных месяцев. Позже стал одним из консультантов съемок картины «Выжить», а его роль в сюжете сыграл Итан Хоук. Нандо занялся медиабизнесом, основал семейную торговую компанию, увлекается гонками, женился, вырастил двоих дочерей. Он не забывает прошлое, но всегда смотрит в будущее.
Роберто Канесса
На момент катастрофы Канессе было 19 лет. Он учился на врача и лучше всех понимал, что без пищи люди обречены. Студент-медик стал первым, кто предложил использовать погибших товарищей в качестве источника энергии. Сначала его предложение вызвало отторжение – пассажиры рейса 571 были религиозными и подобный выход из ситуации казался кощунством. Роберто удалось переубедить их.
Канесса говорил, что спастись ему помогли мысли об оставшихся членах семьи и невесте Лауре, которая ждала дома. После возвращения продолжил обучение и даже некоторое время играл в родной команде. Роберто женился на Лауре и стал отцом троих детей.
Сейчас он работает кардиологом и мотивационным оратором. В 1994 году бывший регбист баллотировался на президентский пост, но набрал всего 0,08% голосов избирателей. В 2010 году Роберто вместе с несколькими товарищами находился на видеосвязи с чилийскими шахтерами, которым из-за обвала пришлось провести в подземной ловушке 69 дней.
Карлос Паэс
Восемнадцатилетний Карлос Паэс был сыном известного в Уругвае художника. Он внес немалый вклад в спасение товарищей – из подручных материалов соорудил палатку, в которой Канесса и Парадо ночевали во время тяжелого перехода. На десятый день после катастрофы, когда стало понятно, что помощь не придет, он помог Роберто убедить остальных, что ради выживания нужно решиться на немыслимый поступок.
После спасения Паэс учился в сельскохозяйственном вузе, занимался производством техники, потом занялся рекламой. Сейчас владеет собственным агентством, занимается преподаванием и консалтингом. Паэс женат, вырастил двоих детей и стал дедом трех внуков. Он написал книгу «После десятого дня», которая стала мегапопулярной, но редко дает интервью.
Остальные выжившие
- Альфредо Дельгадо. Работает юристом, женился, имеет двоих сыновей. Это единственный из всех ребят, о ком товарищи отзывались плохо. Они говорили, что он «заботился только о себе и выживал за счет остальных».
- Роберто Франсуа. Стал фермером, обзавелся большим семейством – Роберто вырастил семерых детей.
- Хосе Луис Коше Инсиарте. На момент трагедии ему исполнилось 24 года. После спасения занимался наукой, женился, стал отцом троих детей.
- Рамон Сабелья. Проживает в Мадриде, женат, проводит тренинги, учит людей преодолевать сложности и развивать личностные качества.
- Антонио Визинтин. После спасения вернулся в спорт, занимал высокий пост на заводе по изготовлению пластиковых упаковок. Сейчас является совладельцем сети пиццерий.
- Густаво Зербино. Играл в регби, занялся предпринимателем, обзавелся семьей. Ведет тренинги для менеджеров высшего звена.
- Эдуардо Страуч. Стал художником, женился, имеет пятерых детей. Живет тихо, избегает публичности.
- Хавьер Митол. Унаследовал табачный завод, основанный дедом. Позже продал его концерну «Филипп Моррис», но не уходил из бизнеса. Умер в 2015 году.
- Хосе Альгорта. Переехал из Уругвая в Европу, живет с младшими членами семьи. Написал книгу о трагедии в Андах.
- Даниэль Страух. Живет на родине, занимается литературой и общественной деятельностью.
- Рой Санчес. Трудится инженером-промышленником, женился, имеет троих детей и внуков.
- Альваро Мангино. Долгое время жил в Бразилии, но вернулся домой и занялся виноделием. Имеет четверых детей и столько же внуков.
- Адольфо Страуч. После катастрофы не давал интервью почти 30 лет – говорил, что из уважения к памяти погибших. Занимается производством сельскохозяйственной техники и педагогической деятельностью, женат, воспитал четверых детей.
Легко осуждать уругвайских регбистов, сидя в теплом доме с чашкой кофе и полным холодильником. И никто из нас не знает, как поступил бы, оказавшись во враждебной среде наедине с жутким морозом, животным страхом, мыслями о приближающейся смерти и без малейшей надежды на помощь со стороны.