Испокон веков на Руси использовались отчества. Это была неизбежная дань патриархату. Поскольку род ведется по мужской линии, таким способом обозначали право на наследование. В редких случаях применялось матчество (правильнее, матроним), образованное от имени матери. Кто и по каким причинам получал подобное дополнение к имени?
Внебрачные дети князей
У незаконнорожденных княжичей было мало шансов получить наследство от высокопоставленного родителя. Дабы ни на что не надеялись и с младенчества знали свое место, их низкий статус всячески подчеркивался.
По этой причине бастардов избегали величать «по-батюшке». Чтобы обозначить, чьих кровей будет дитятко, использовали матчество.
Например, на зов Иван Матренин откликался мальчик, матушка которого звалась Матреной. Известен из хроник отпрыск князя Ярослава. Княжича называли Олег Настасьич. Его мать Настасья не состояла в браке с князем.
Потомок князя мог родиться законным образом, но не притязать на наследство. В этом случае имя тоже претерпевало метаморфозу. Вместо привычного патронима использовали обозначение матери.
Летописи XII столетия упоминают некоего Владимира Мачешича (сын мачехи). Его родила вторая жена князя Мстислава. Остальным сыновьям она приходилась мачехой.
Дети выдающихся матерей
Иногда величаться «по-матушке» было вовсе не позорно. Наоборот, считалось великой честью, если матушка — прославленная женщина. Так, сына отважной Марфы-посадницы называли Дмитрием Марфиным. Это добавляло статуса и уважения.
Безотцовщины дореволюционного периода
При царе в русских селах имелось много детей, чьи мамы не состояли в браке. Установить, кто отец, было делом непростым и затратным. К чему лишние хлопоты чиновникам, занимавшимся переписью? Таких детей записывали, указывая матроним как часть родового имени. Подобным образом поступали и с детьми вдов.
В СССР были только отчества
С приходом советской власти все граждане получали документ для подтверждения личности. Все стандартизировалось, чтобы удобно было вести учет. В качестве второго имени указывался патроним, и никак иначе.
Советский человек официальные бумаги подписывал именем, образованным из трех частей, — фамилии, имени, отчества. Так появилась знаменитая аббревиатура ФИО.
С тех пор ничего принципиально не изменилось
По законодательству до сих пор указывается только патроним. Если мама новорожденного замужем, то автоматически подставляется имя мужа. При отсутствии оного имя папы указывается со слов роженицы.
Графа «Отчество» не должна пустовать, даже когда отец неизвестен. Туда потребуют вписать второе имя, образованное от любого мужского. На выбор женщины.
Из любой ситуации найдется выход
Вписать матроним вместо патронима возможно, если найти способ обмануть систему. В этом смысле повезло тем девушкам, чье имя имеет мужской эквивалент. При желании они легко обеспечат дитя матчеством.
Одна дама по имени Юлия смогла дать дочери отчество Юльевна. Ей удалось доказать сотрудникам ЗАГСа, что есть мужской вариант этого имени. Немало мужчин с именем Юлий, тезок древнеримского императора, проживает в России, как оказалось.
Петиция за узаконивание матчеств
Борьба за женские права протекает у нас не так бурно, как на Западе. Однако, ее влияние на повседневную жизнь становится все более заметным. Феминитивы, которые недавно резали слух, уже прочно вошли в обиход и никого не удивляют.
Активистки феминистического движения не обошли вниманием формирование полного имени. И тут видят нарушение женских прав. В 2020 году они подали две петиции за признание матронимов в российском законодательстве.
Так очень скоро мы придем к тому, что в одном коллективе с Петровичами и Михайловичами будут трудиться Надеждовны и Еленовны. И никого это не будет смущать, привык же народ к феминитивам.
Аргументы поборниц матронимов
Что толкает женщин на экзотику в деликатном вопросе имянаречения? Как правило, обида на мужчину. Нередки ситуации, когда отец не признает малыша и не желает брать ответственность за семью. Все заботы ложатся на женские плечи. Ей кажется несправедливым, что безучастный отец упоминается в документах ребенка.
В этом свете мама становится более значимым человеком для ребенка. А роль папы сводится к чисто биологической функции. Поделился генетическим материалом, зачастую не самого высокого качества, и поминай как звали. Так почему человек всю жизнь должен вспоминать об этом при упоминании своего ФИО?
Сторонницы использования матронимов приводят аргументы. Мама всегда ближе к ребенку, она рядом каждую минуту. В случае распада семьи дитя остается с матерью. Женщина вносит больший вклад в воспитание. Грань между вкладом отца и матери в благосостояние семьи становится все более размытой. Оба родителя зарабатывают деньги. Ребенок наследует имущество от обоих в равной степени.
Аргументы «против»
Работников ЗАГСа отказывают в просьбе вписать имя по матери в графу отчества. Их доводы кажутся резонными. Они защищают интересы малыша. Матронимы на слух воспринимаются непривычно, неблагозвучно. Упоминание полного имени ребенка будет вызывать нездоровый интерес.
Использование матчества люди будут трактовать превратно. Нетрудно заработать психологическую травму, если с младенчества выслушивать издевательства и насмешки по поводу отсутствующего папы. И нелестные эпитеты в адрес мамы.