«Тетрис» — «холодное оружие» сделанное в СССР

Всемирно известная игра «Тетрис» – детище советского инженера Алексея Пажитного. В те далекие 80-е годы программист трудился в центре АН Советского Союза. Там Алексей Леонидович изучал разные темы, касающиеся искусственного интеллекта. «Тетрис» – головоломка, в которой игрок должен поочередно укладывать сложные фигуры из квадратиков – «тетрамино» – в нижнюю часть игрового «стакана». Объекты двигаются сверху вниз, их допускается вращать, ускорять падение, если месторасположение уже выбрано.

«Тетрис» Фото: warhead.su

Как только горизонтальные ряды заполняются, они тут же исчезают. А все, что выше их, перемещается одной строчкой ниже. Во время игры показывается фигура, которая должна появиться после укладывания текущей. Изображение помогает пользователю планировать свои действия.

Скорость игры увеличивается от уровня к уровню. Если новая фигура не помещается в стакан, процесс завершается – Game Over. Пользователь получает баллы за каждый ряд, который был им заполнен. Игроку нужно заполнять стакан как можно дольше для получения максимального количества очков.

«Тетрис» – рождение легенды

Алексей Пажитный. Фото: fotocdn.net

Во время интервью Алексей Леонидович рассказывал о том, как он попал в лабораторию центра Академии Наук, где собрали один из первых персональных советских компьютеров — аппарат с отдельным огромным ящиком, где располагались модули памяти. Всего – 256 Кб. Операционная система находилась на флоппи-дисках.

В рабочее время нужно было заниматься разнообразными серьезными задачами, приходилось программировать день и ночь.

Алексей Леонидович любил головоломки, загадки, математические задачки. В свободное время с огромным удовольствием пробовал программировать какую-то игрушку.

Одной из любимых головоломок советского программиста была «Пентамино». В коробочке размером 5 на 12 см располагались фигурки из пяти квадратиков. Из них нужно было складывать разные объекты. Трудности появлялись, когда кусочки требовалось вернуть в исходное положение. Начинающему игроку приходилось тратить на это минимум полчаса.

Алексею Леонидовичу пришла в голову мысль запрограммировать игру для двоих. Он поделил кусочки поровну, чтобы можно было укладывать их в коробку по очереди.

Справка: первая версия «Тетриса» была полностью написана на языке «Паскаль».

Однако на компьютере не было возможности работать с графикой. ПК были в то время предназначены для набора текстов. Из-за этого квадраты пришлось изображать в виде двух скобок – открывающейся и закрывающейся.

«Тетрис» на Электроника 60М. Фото: warhead.su

Алексей Леонидович написал процедуру вращения объектов на 90 градусов. Так как компьютер был создан для работы с текстами, движение вверх и вниз было предусмотрено – для скроллинга. Это позволило написать код однопользовательской игровой программы с 7 сложными фигурками, которые падали в стакан из 10 строк. Появилась идея – при заполнении строчек, они должны были автоматически убираться, чтобы процесс продолжился далее.

Первым человеком, который оценил «Тетрис», был руководитель советского инженера – Михаил Кулагин. Сначала он отнесся к головоломке скептически, но потом процесс его увлек. Не один час начальник провел у компьютера Пажитного, тому пришлось несколько раз выгонять шефа.

В конце 80-х годов Алексей Леонидович отправил новую игру на конкурс в Зеленоград. Там она завоевала второе место.

Это интересно: первое место не досталось никому. Жюри решило, что все представленные игровые программы недостаточно хороши.

Первые шаги

Одна из первых версий «Тетриса». Фото: warhead.su

Друзья попросили сделать версию Tetris для персональных компьютеров – РС. Это было не очень сложно, но была трудность: РС и «Электроника-60» не обладали общим для обоих устройством – носителем данных. Диски для РС были 5-дюймовые, на «Электронике-60» применяли более крупные – 8-дюймовые.

Требовалась серьезная адаптация кода, чем инженер заниматься не хотел. Алексея Леонидовича познакомили с молодым программистом – Вадимом Герасимовым, тогда ему было 16 лет. В Центре он проходил практику.

Пажитный отдал юноше дискету с программой, и уже через несколько дней версия для PC была готова. Так произошло первое портирование Tetris на популярную в то время платформу.

Справка: Вадим Герасимов впоследствии стал инженером компании Google. Получил несколько патентов в США.

Коммерческая версия

«Тетрис» 1986 года с улучшенной статистикой и навигацией. Фото: games.mail.ru

В эпоху первых PC еще не существовало полноценных баз игровых программ и пользовательских приложений. Компьютеры богатые люди часто держали для престижа, как модную новинку.

Но Tetris довольно быстро распространился по социалистическому лагерю, стал популярен и в Венгрии. Бизнесмен Роберт Стейн увидел его в Институте SZKI – Компьютерном институте в Будапеште. Он занимался разработкой игровых программ и их лицензированием. После знакомства с «Тетрисом», который Пажитный усовершенствовал, улучшив дизайн, Стейн предложил советскому программисту оформить лицензию на игру и издать ее. Возможная прибыль, по мнению американца, составляла не менее 16 тысяч долларов.

Но во время существования СССР на подобные операции требовалось согласие соответствующих органов: Лицензинторга, Внешторга, ЭЛОРГ. Все эти организации сначала ответили Пажитному отказом. Американец не стал дожидаться решения чиновников и уехал домой.

Пажитный все-таки нашел человека, который стал ему помогать с оформлением бумаг. И тут выяснилось, что Стейн уже лицензировал «Тетрис» и даже выпустил первый тираж. Это случилось после переписки его с Пажитным, который плохо знал английский язык. Стейн почему-то решил, что Алексей Леонидович подарил ему игру. С этого момента начался долгий процесс защиты авторских прав советского программиста.

Игровой автомат «Тетрис». Фото: warhead.su

Это интересно: существуют чемпионаты по «Тетрису». Например, в 2019 году победил 17-летний американец. Даже видеоролики с записями соревнований на YouTube набирают миллионы просмотров.

Права на «Тетрис» выкупила другая компания – Mirrorsoft, затем долгое время длились споры, судебные тяжбы. Авантюристы со всего мира хлынули в Москву, надеясь получить права на ставшую популярной игровую программу. Советские чиновники тоже не остались в стороне. До сих пор неясно, кто и какие деньги получил во время всего процесса.

К первому кварталу 1989 года чуть ли не шесть IT-компаний со всего мира объявили о том, что «Тетрис» принадлежит им. Советская сторона отвергла все претензии и передала права на использование головоломки корпорации Atari.

А портирование на приставки Tetris разрешили только фирме Nintendo. Общая сумма контракта составила чуть менее полумиллиона долларов США. Также советская сторона получала премиальные с каждого купленного носителя – 50 центов.

«Тетрис» – триумф

Алексей Пажитнов и Хенк Роджерс. Фото: warhead.su

Пажитный во время общения с западными бизнесменами встретил Хенка Роджерса – бизнесмена, который занимался видео-гаджетами. Алексей Леонидович решил начать сотрудничество. В результате «Тетрис» выпускался на портативной приставке Game Boy. До 1995 года таких устройств было продано около 70 миллионов.

Это интересно: из-за огромного ажиотажа, вызванного игрой, журналистом американского издания был задан шуточный вопрос, который многие восприняли всерьез: «При такой зависимости от игры может «Тетрис» это хитрый план Империи Зла для уменьшения работоспособности Соединенных Штатов?»

«Тетрис» Game Boy. Фото: warhead.su

Алексей Леонидович не получал прибыли с продажи придуманной им головоломки, но в Вычислительный Центр деньги все же поступали, хотя и с задержкой. Для лаборатории купили новое оборудование, мебель, сделали ремонт помещений.

С 1996 по 2005 год Пажитный жил в США, трудился в компании «Майкрософт». В настоящее время сотрудничает с «Яндекс».

Совершенствование «Тетрис»

«Тетрис». Фото: medium.com

Сейчас существует множество версий популярной головоломки. Есть приложения для ПК, мобильных телефонов, различных приставок, даже на некоторые модели осциллографов (вид электронных приборов для радиотехников) устанавливают Tetris.

Были созданы модификации, в которых игроку предлагается укладывать в стакан более сложные фигурки, треугольники, трехмерные объекты. В 2009 году появился модифицированный PhysTris – версия с максимально реалистичной моделью физического поведения блоков фигур. Пользователь может изменить параметры: число используемых объектов – от 4 и больше. Во время игры можно выбрать музыку или звуковое сопровождение.

PhysTris. Фото: news.softpedia.com

Это интересно: одна из любимых игр Алексея Пажитного – Lode Runner. В ней нужно управлять человечком, который двигается по лабиринтам, роет ямки и должен уклоняться от встреч с врагами.

До сих пор «Тетрис» – одна из самых популярных игр в мире. В 2014 году Хэнк Роджерс, глава The Tetris Company, заявил, что только число платных скачиваний головоломки для мобильных устройств превысило 420 миллионов. А в 2007 Tetris вошел в число 10 самых важных компьютерных игровых программ, принятых на сохранение в Библиотеку Конгресса США.

Читайте нас в:

Обсудить