Невозможно точно определить, сколько сокровищ скрывается в земных недрах и морской пучине. Историки посчитали, что только на дне Финского залива лежит несколько сотен кораблей со слитками золота и драгоценными камнями, а стоимость сокровищ в трюмах галеонов, затонувших в окрестностях порта Кадис, превышает годовой бюджет Испании. Государственные структуры обычно присоединяются к поискам клада в том случае, если его оценочная стоимость составляет значительную сумму и местонахождение ценностей установили с высокой долей вероятности.
Секретная служба Ее Величества и кладоискательство на берегах Туманного Альбиона
Служба внешней разведки МИ-6 курировала поиск кладов в колониях и зависимых территориях с момента создания СИС в 1909 году. Само существование секретного подразделения английского МИДа не признавалось на официальном уровне вплоть до 1994 года, но деятельность Secret Intelligence Service неоднократно попадала в поле зрения разведслужб других государств.
Перед Первой мировой войной, когда Россия и Англия соперничали друг с другом за контроль над Ираном, британские спецслужбы усиленно искали на территории этой страны сокровища персидского завоевателя Дарайавауша, известного нам по древнеримским источникам под именем Дарий. Российская Империя усилила влияние в северных районах Ирана, вынудив англичан свернуть поиски.
Сведения об участии английской разведки в поисках кладов на территории Индии и ряда других стран отрывочны. Можно лишь предполагать, что и в наши дни МИ-6 ищет клады в различных регионах планеты, но официальных подтверждений от секретной службы мы вряд ли дождемся.
Метрополия, «Туманный Альбион», также остается одним из самых привлекательных мест для кладоискателей. На островах правительство Великобритании дает большую свободу действий энтузиастам. В одном 2012 году на территории Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии обнаружили более 70 тысяч находок, от одиночных предметов римских времен до крупных кладов стоимостью многие миллионы фунтов стерлингов.
Свыше 90% ценностей нашли археологи-любители, но это не значит, что деятельность энтузиастов остается вне поля зрения государственных структур. С 1997 года действует «Закон о сокровищах», согласно которому утаивание найденных сокровищ влечет за собой уголовную ответственность. Все ценности регистрируются в одном из клубов археологов, затем проходят проверку в государственном комитете по оценке кладов. Если эксперты подтвердят историческую и культурную ценность артефакта, его может выкупить один из английских музеев. В противном случае артефакт вносится в специальную базу Британского музея.
По следам Янтарной комнаты
Янтарная комната, которую подарил Петру I прусский король Фридрих, более двухсот лет считалась жемчужиной летнего дворца российских царей. Рыночная стоимость шедевра искусства XVIII века оценивается в сотни миллионов долларов. Историческую же и культурную ценность невозможно выразить в денежном эквиваленте.
Трофейные команды гитлеровцев разграбили Екатерининский дворец осенью 1941 года, вскоре после захвата города Пушкин (бывшее Царское Село) немецкими войсками. С тех пор о судьбе Янтарной комнаты достоверно ничего не известно.
Сокровища искали государственные структуры Польши, Германии, Советского Союза, а затем Российской Федерации. Поиски организовывали власти тех стран, на территории которых наиболее вероятно местонахождение Янтарного кабинета. В России это Калининград, бывший Кенигсберг. Польские экспедиции исследовали окрестности Гданьска (Данцига) и другие районы бывшей Восточной Пруссии.
В 2017 году Германия искала следы Янтарной комнаты в пещерах под Дрезденом. В 2019 в польской части исторической Пруссии исследовали заброшенный туннель времен Второй мировой, который предположительно вел к утерянному сокровищу. В прошлом году со дна Балтийского моря подняли корабль «Карлсруэ», потопленный советской авиацией в конце войны. Однако вероятность нахождения Янтарной комнаты на борту судна многими экспертами с самого начала оценивалась как невысокая.
Поиски произведения искусства продолжаются по сей день. В Екатерининском дворце выставлена копия, созданная уже в наше время. Шансов на нахождение оригинального шедевра все меньше и меньше.
Легенда о сокровищах Бейла и криптографические службы США
В 1865 году в издательстве «Virginian Books» увидела свет брошюра «Сокровища Бейла», автор которой пожелал остаться неизвестным. В книге, рукопись которой по сей день хранится в библиотеке Конгресса США, приводились три зашифрованных сообщения, якобы указывающие путь к кладу, зарытому в штате Виргиния в начале XIX века. Несмотря на то, что никаких достоверных сведений о существовании сокровища нет, его искали не только кладоискатели-любители, но и государственные структуры Соединенных Штатов.
Криптографические службы США подключились к расшифровке записок Бейла во время Первой мировой войны. К этому моменту математики уже убедительно доказали, что сообщения представляют собой шифр, а не случайный набор символов. К взлому привлекались лучшие специалисты по криптографии, сообщения использовались и используются при обучении основам криптоанализа, на записях Бейла отрабатывались методики компьютерного анализа. Два из трех сообщений расшифровать так и не удалось.
Специалисты полагают, что записи подвергались двойной перешифровке, а для повторного кодирования использовался какой-то текст. Криптоаналитики, включая полковника Фридмана, эксперта «Черного кабинета» времен ПМВ, перебрали 8000+ документов, но найти ключ к шифру так и не удалось. Попытки взлома не прекращаются по сей день. Оценочная стоимость клада – свыше 30 миллионов долларов США.
Дорогое «серебришко»: в поисках затопленных галеонов
Среди сокровищ, отобранных испанскими конкистадорами у индейцев, были драгоценные камни, изделия из золота и серебра, немалое количество платины. Старый Свет еще не был знаком с этим металлом и поначалу не ценил его. Презрительное отношение просматривается даже в самом названии химического элемента с атомным номером 78. «Серебро» по-испански будет «plata», а «platina», соответственно, нечто вроде «серебришка».
Ценностей было так много, что власти Испании не считали нужным загружать корабли малоценной «примесью», поэтому в начале XVIII века король запретил везти платину из Нового Света в Старый. Металл, который стоил вдвое дешевле серебра, затапливали вместе со старыми кораблями. Платину, которую привезли в Старый Свет до королевского указа, погрузили в несколько галеонов и затопили у атлантического побережья Испании. В прибрежных водах страны также покоится немало кораблей с сокровищами, затонувших из-за опасных гибралтарских течений. Историки подсчитали, что в одном Кадисском заливе лежит сокровищ на сумму, которая превышает годовой бюджет Испании.
Государство временно заморозило проекты по поиску галеонов с ценностями из-за нехватки средств. Сбор информации о предполагаемых местах нахождения кладов производит «Ассоциация спасения галеонов». Эта организация общественная, но все данные она передает государственным структурам. Время от времени компании из других стран запрашивают у властей Испании разрешения на поиск того или иного корабля, но с этим нередко возникают сложности. Так, переговоры правительства Испании с американской компанией «Одиссей» затянулись на пять лет из-за высоких требований испанской стороны.
Кладоискательство: российские реалии
В РФ до сих пор нет полноценного регулирования вопросов поиска кладов. Российские археологи-любители не торопятся сообщать о своих находках в правоохранительные органы. Виной тому юридическая неопределенность и недоверие к государственным структурам. Если в ряде западных стран кладоискатели охотно сотрудничают с государственными структурами в расчете на получение прибыли, их российские коллеги рискуют не получить вообще ничего.
Газеты описывали случай, когда люди нашли и сдали государству кошелек с деньгами эпохи Ивана Грозного. В правоохранительных органах попросту не знали, что делать. Не было никаких строгих должностных инструкций и четких алгоритмов. Людям, которые нашли клад, не удалось ни увидеть результаты экспертизы, ни получить ни копейки вознаграждения.
В России государственные программы по поиску сокровищ, которые имеют историческую и культурную ценность, реализуются Отделом полевых исследований и Центром подводного археологического наследия ИА РАН. Ежегодно десятки экспедиций работают в различных регионах и в прибрежных водах РФ. За счет найденных ценностей пополняются запасники музеев.