Известная советская актриса и кинематографист – Лариса Ефимовна Шепитько обладала железным характером и невероятным талантом, но, к сожалению, не успела полностью раскрыть свой потенциал и воплотить в жизнь все идеи.
Зрителям она более всего знакома по драматической ленте «Зной», киноальманаху «Начало неведомого века», драме «Ты и я», а также военной драме «Восхождение» и двухсерийной повести «Прощание». В этих картинах Лариса Ефимовна выступила в качестве режиссера и автора сценария. Последний фильм вышел на большие экраны уже после смерти кинематографиста.
Шепитько трагически погибла вместе с членами своей съемочной группы летом 1979-го года. Киносъёмочная «Волга»-пикап, на которой они ехали, врезалась в грузовик с прицепом, перевозивший кирпичи. 41-летняя женщина и её коллеги оказались погребены под грудой кирпичей без шансов на спасение.
Лариса Шепитько: биография, семья, ранние годы
Будущий кинорежиссер и актриса появилась на свет в украинском городе Артемовск (сейчас Бахмут) Донецкой области, в 1938-м году, шестого января в многодетной семье школьных учителей. Глава семейства – Ефим Анисимович Шепитько, по некоторым данным, был персом по национальности, однако, в свидетельстве о рождении был записан как украинец.
Мама – Ефросинья Яновна Ткач некогда окончила местный педагогический институт и работала простой учительницей. Когда супруг бросил семью, ей пришлось самостоятельно воспитывать и ставить на ноги троих детей. Лариса тогда была еще маленькой, но этот поступок своему отцу она так и не простила.
После развода с мужем Ефросинья Яновна вместе с наследниками перебралась в Киев, а когда закончилась Великая Отечественная война, семья обосновалась во Львове, куда маму направили работать в одну из школ. Там же юная Лариса получила аттестат и впервые прикоснулась к миру кино.
Знакомство с кинематографом
Еще будучи подростком девушка прониклась любовью к кинематографу, случайно попав на съемочную площадку фильма. Но заинтересовала её не столько актерская игра, сколько работа режиссера-постановщика. Поэтому, после окончания школы, Лариса отправилась в столицу, где успешно поступила на режиссерский факультет ВГИКа.
Примечательно, что режиссерская профессия в то время считалась «мужской», так что члены приемной комиссии весьма скептически отнеслись к вчерашней школьнице, изъявившей желание снимать фильмы. Ей предложили попробовать свои силы в качестве актрисы, но девушка твердо заявила, что эта «рабская профессия» не для неё.
Изначально она попала в мастерскую легендарного Александра Петровича Довженко, а после его внезапной смерти от инфаркта осенью 1956-го года, эту мастерскую вел Михаил Эдишерович Чиаурели. После вынужденной смены руководителя Лариса едва не покинула учебное заведение, потому как у неё не складывались отношения с Чиаурели.
Тем не менее, свою карьеру в большом кино Шепитько, все же, начинала с актерских работ. В то время на симпатичную молодую студентку стали обращать внимание кинорежиссеры и предлагали ей небольшие роли в своих фильмах. Она дебютировала в культовой музыкальной комедии Эльдара Александровича Рязанова «Карнавальная ночь», где исполнила эпизодическую роль гостьи.
Фильмография: режиссерские и актерские работы
Первой режиссерской работой девушки стала короткометражная лента «Слепой кухарь», которую она сняла в 1956-м году. Годом позже девятнадцатилетняя Лариса закончила работу над короткометражкой «Живая вода», которая стала её дипломным проектом.
Параллельно начинающий кинематографист продолжала появляться на экране и в качестве актрисы. Её можно увидеть в эпизоде драмы «Поэма о море», работу над которой некогда начинал Александр Довженко, но завершила фильм его вдова – Юлия Ипполитовна Солнцева.
Также Лариса снялась в телеспектакле «Обыкновенная история», исполнила одну из ключевых ролей в драме «Таврия», а еще появилась в эпизоде спортивной ленты «Спорт, спорт, спорт» и в исторической драме «Агония».
Первой полнометражной режиссерской работой Шепитько стала драматическая картина «Зной», вышедшая на экраны в1963-м году, для которой она также писала сценарий. Данная работа была отмечена призом международного кинофестиваля в Карловых Варах.
Три года спустя свет увидел драматический фильм «Крылья», а еще через год Лариса Ефимовна написала сценарий и сняла вторую новеллу киноальманаха «Начало неведомого века» под названием «Родина электричества».
Затем кинорежиссер сняла музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи» и драматическую ленту «Ты и я», где Шепитько также была сценаристом. Следующая её работа – драматический военный фильм «Восхождение» взял ряд престижных наград на всесоюзных и международных кинофестивалях, а также был отмечен государственной премией СССР как «лучший фильм последних лет».
Последней работой кинематографиста стала драма «Прощание». Для этого фильма Лариса Ефимовна написала сценарий, но, увы, закончить картину она так и не успела, а точнее, только начала работу над ней, как её жизнь оборвала ужасная автокатастрофа.
Личная жизнь кинематографиста
Шепитько обладала довольно яркой и самобытной внешностью, и мужчины не обходили её своим вниманием. Со своим будущим супругом – кинематографистом Элемом Германовичем Климовым она познакомила еще в период учебы во ВГИКе. По воспоминаниям самого Климова, он влюбился в Ларису с первого взгляда. Она покорила его сначала своей красотой, а затем талантом и сильным характером.
Правда, чтобы завоевать красавицу, ему потребовалось немало времени и усилий. Однажды они стояли в очереди к кассе за стипендией, и Элем был следующим за Ларисой. Пользуясь случаем, он решил заговорить с ней, но строгая девушка несколькими фразами отшила незадачливого ухажера.
Климов был на пять лет старше Шепитько, но в институт кинематографии поступил позже неё, поэтому, как студент, он был младше девушки. Долгое время он просто наблюдал за ней, присматривался, но не решался приблизиться, чтобы опять не получить от ворот поворот. Так продолжалось до тех пор, пока общая знакомая не сообщила Элему о том, что Лариса постоянно о нем спрашивает.
После этого молодой человек снова решил проявить инициативу. Их отношения начинались с дружеского общения, а сблизила пару совместная работа над драматической лентой «Зной».
Съемки фильма проходили в Киргизии, где как раз в то время случилась вспышка инфекционного гепатита. Шепитько и две актрисы из её фильма вскоре заболели, причем, режиссер переносила болезнь очень тяжело.
Из медицинского барака на съемочную площадку её приносили на носилках, и, не вставая с них, она снимала свой первый фильм. Монтировать картину Ларисе помогал Элем, именно тогда их отношения из дружеских переросли в романтические.
В 1963-м году начинающие кинематографисты официально узаконили свои отношения. Единственный общий наследник появился у супругов лишь в 1973-м году. Лариса Ефимовна забеременела очень поздно, по советским меркам, когда ей было уже 35 лет. Более того, во время беременности она упала и получила травму позвоночника, а также сильное сотрясение мозга.
Прогнозы медиков были далеко не радужными, и женщине даже рекомендовали прервать беременность, но она категорически отказалась это делать. В итоге, несмотря на все проблемы, Шепитько родила здорового мальчика, которого назвали Антоном в честь культового писателя Антона Павловича Чехова.
Предчувствие беды
По воспоминаниям Элема Германовича, его супруга верила в мистику и очень внимательно относилась ко всевозможным знакам, которые могли предвещать успех или же несчастья. Также она верила, что прожила уже не одну жизнь и на сей раз ей отведено совсем немного времени.
Примерно за год до трагедии кинорежиссеру довелось встретиться с Вангой, и провидица сказала женщине, что ту ждет скорая и быстрая смерть. Лариса Ефимовна ни на минуту не усомнилась в правдивости предсказания, а посему просила супруга и лучшую подругу позаботиться о сынишке Антоне, который был еще совсем маленьким.
Накануне трагедии Климов увидел страшный сон, который, к его ужасу, оказался вещим. Ему приснилось, что его Лариса погибла, разбившись где-то на дороге, а несколько часов спустя в квартире раздался телефонный звонок, и мужчине сообщили трагическую новость.. кошмарный сон сбылся.
Трагическая гибель кинорежиссера
Летом 1979-го года, закончив работу над сценарием к фильму «Прощание с Матерой», Шепитько приступила к съемкам картины. Выезжать на выбор подходящих локаций нужно было очень рано, а накануне у кого-то из членов съемочной группы был день рождения, который все шумно отпраздновали.
Кинорежиссера просили выехать немного позже, но женщина была категорически против этого, и стремилась следовать заранее составленному плану.
Рано утром, второго июля 1979-го года машина со съемочной группой «Волга»-пикап врезалась в грузовик с прицепом, перевозивший кирпичи. Предположительно, водитель «Волги» в какой-то момент попросту уснул за рулем, машина потеряла управление, вылетела на встречную полосу, где и произошла смертельная авария.
По воспоминаниям водителя грузовика, который в той аварии не пострадал, он увидел, что на него мчится автомобиль, и предпринял все возможное, чтобы избежать столкновения. Он свернул к обочине и почти остановился, больше ему деваться было некуда. В этот момент «Волга» влетела в прицеп, груженный кирпичами, и этими самыми кирпичами машину практически полностью засыпало.
Пассажиры были фактически раздавлены засыпавшей их грудой кирпичей. Помимо Ларисы Шепитько, в той автокатастрофе также погибли художник-постановщик Юрий Фоменко, кинооператор Владимир Чухнов, их ассистенты и водитель машины.
Ларисе Ефимовне на момент трагедии был 41 год. Кинематографиста похоронили на столичном Кунцевском кладбище.
Работу над фильмом «Прощание с Матерой» завершил овдовевший Элем Германович, правда, он изменил название, оставив лишь одно «Прощание». Картина вышла на экраны в 1981-м году. А также он работал над документальным проектом «Лариса», посвященным памяти его безвременно ушедшей супруги.