Конституционная тема в нашем отечестве была модной не только летом 2020 года. На рубеже XVIII — XIX тоже любили порассуждать на эту тему, особенно в контексте разговоров об отмене крепостного права. А после восшествия на престол в 1801 году императора Александра I, имевшего репутацию либерала и европейски мыслящего монарха, и до начала наполеоновских войн предпринимались даже практические шаги по официальному введению в Российской империи конституционных свобод. Правда, делалось это довольно странным образом — тайно. В лучших отечественных традициях, без общественного обсуждения и огласки.
Всё начиналось ещё в годы правления императрицы Екатерины II. Её 15-летний внук, будущий император, а тогда великий князь Александр, подружился и вступил в переписку с молодым, 24-летним дипломатом, российским послом в Османской империи Виктором Кочубеем. Эта переписка и обмен мнениями послужили программными тезисами для деятельности созданного в 1802 году Александром Негласного комитета, целью которого была разработка конституции или равноценного ей документа.
В слово «негласный» в те годы вкладывался смысл, несколько отличный от современного. Имелось в виду, что комитет не является государственным органом, а его члены не получают от казны жалования. Тем не менее, деятельность этого нового для России органа была покрыта тайной и вызывала много кривотолков в обществе. В составе комитета было всего четыре человека, все — близкие друзья и единомышленники Александра. Кроме упомянутого князя Виктора Кочубея, в Негласный комитет входили князь Адам Чарторыйский, граф Николай Новосильцев и граф Павел Строганов.
Два раза в течение недели четверо членов Негласного комитета встречались с императором, обсуждали текущее положение дел в стране и предлагали варианты реформирования государственного управления. В частности, члены комитета одобрили широкую, охватывающую более 12 тысяч человек амнистию для лиц, пострадавших в прежнее царствование, при Павле I. С подачи «комитетчиков» был также отменён запрет на ввоз из-за рубежа книг и некоторых модных товаров. Например, круглых шляп, которые при Павле I носить было запрещено. Но конституцию Негласный комитет, заседавший около года, разработать не смог. Крепостное право в России осталось ещё на 60 лет.
Владимир Царан.