У культового писателя и одной из ключевых фигур французского романтизма – Виктора Мари Гюго было пятеро наследников. К сожалению, судьбы всех его детей сложились трагически: четверых отпрысков драматург похоронил сам, а когда уже он оказался на смертном одре, то больше всего переживал о младшей и самой любимой дочери – Адели, страдавшей психическим расстройством, которое впоследствии назвали её именем.
О том, когда и по какой именно причине красивая женщина и талантливая пианистка начала терять рассудок, мнения несколько расходятся. Одни считают, что тяжелую психологическую травму она получила еще в подростковом возрасте, когда трагически погибла её любимая старшая сестра. Но большинство, все же, склоняется к версии о том, что решающим фактором в этой истории стала неразделенная любовь.
В 1975-м году французский кинорежиссер Франсуа Ролан Трюффо снял драматический байопик под названием «История Адели Г.». В основу картины легли записи из личных дневников дочери великого писателя, которые были обнародованы и даже изданы отдельной книгой уже после смерти их автора. А еще история наследницы Гюго дала имя психическому расстройству – «синдрому Адели», которому свойственна любовная одержимость, похожая на наркотическую зависимость.
Адель Гюго: биография, семья
На счету французского писателя и поэта значилось несколько громких романов, но официально он был женат всего один раз на женщине по имени Адель Фуше. Пара сыграла свадьбу осенью 1822-го года. Годом позже в семье появился первенец – мальчик, которому дали имя Леопольд. К сожалению, ребенок умер во младенчестве, прожив всего лишь несколько месяцев.
Виктору на тот момент был 21 год, а его жене – 20 лет. Молодость и взаимная поддержка помогла супруга пережить трагедию, а всего через год у них родилась дочь, которой дали имя Леопольдина. Два года спустя родился сын Шарль, и еще через два года появился второй сын, которого назвали Франсуа-Виктор. Всех этих отпрысков писатель пережил.
24-го августа, 1830-го года в семье Гюго родился пятый ребенок – девочка, которой дали имя Адель, в честь её матери (в этом случае правильнее будет называть её Адель-младшая, но мы ограничимся одним именем).
Среди друзей семейства были преимущественно представители творческой интеллигенции: актеры, композиторы, писатели и поэты, а также общественные и даже государственные деятели.
Все дети с ранних лет вращались в этой среде, а дочери, став немного старше, прослыли первыми красавицами и завидными невестами. Портреты дочерей Гюго неоднократно писали разные известные художники, а сам знаменитый отец посвящал наследницам свои стихи. Сестры были очень близки между собой, доверяя друг другу самые сокровенные тайны.
Адель являлась талантливой пианисткой, обладала невероятно привлекательной внешностью, и имела массу воздыхателей. Ей неоднократно поступали предложения руки и сердца от поклонников, но отец не давал благословения на брак, считая младшую дочь еще слишком юной для этого. Да и сама девушка замуж не рвалась, желая прежде встретить настоящую, большую любовь.
Трагическая гибель старшей сестры Леопольдины
Когда девушке было тринадцать лет, она пережила огромное потрясение, надломившее её душевное здоровье. В 1843-м году, в результате несчастного случая, трагически погибла её обожаемая старшая сестра.
Леопольдине на тот момент было всего девятнадцать лет. Накануне трагедии она по большой любви сочеталась браком с молодым Шарлем Вакри – братом известного поэта и публициста Огюста Вакри, с которым водил близкую дружбу Виктор Гюго.
Во время своего «медового месяца» супруги отправились на Сену, чтобы покататься на парусной лодке, на которой, к слову, сам Шарль неоднократно участвовал в регатах. Погода в тот день была спокойной, на реке царил штиль, так что ничего не предвещало беды.
Что именно произошло, доподлинно установить уже не получится, но, согласно распространенной версии, лодка перевернулась из-за внезапно налетевшего сильного порыва ветра.
Молодой супруг Леопольдины был великолепным пловцом, и быстро смог подняться на поверхность, а вот девушка, судя по всему, зацепилась за лодку длинными юбками своего наряда, и выплыть не смогла.
Крестьяне с берега видели, как Шарль шесть или семь раз выныривал, дабы набрать воздух, а затем снова и снова нырял, пытаясь спасти возлюбленную. Вероятно, отчаявшись, он решил погибнуть вместе с Леопольдиной, и не стал бороться за свою собственную жизнь. Дядя и одиннадцатилетний племянник Шарля, катавшиеся с ними на лодке, также погибли.
Супругов похоронили в одной могиле, на кладбище Вилькье. Отец в это время возвращался из Испании со своей тогдашней любовницей по имени Жюльет Друэ, и о смерти старшей дочери узнал из газет. Эта трагедия обернулась для писателя глубокой депрессией, отразившейся также и на его творчестве: следующие шесть лет он практически ничего не написал.
Для Адели известие о гибели сестры стало ударом, выбившим её из душевного равновесия. Позднее она утверждала, что общается с покойной Леопольдиной во сне и с помощью спиритических сеансов. Биографы склоняются к мысли о том, что это были первые проявления психического расстройства.
Вынужденная эмиграция и роковая любовь
Гюго был не только писателем, он также принимал активное участие в общественной и политической жизни страны: был ярым противником смертной казни, выступал в защиту свободы слова в прессе, стал основателем антирадикальной газеты «Evénement», являлся ярым республиканцем.
Когда случился государственный переворот, писатель с супругой и дочерью вынужден был бежать из Франции сначала в Брюссель, а после на Нормандские острова. Двоих сыновей Гюго арестовали во Франции по политическим мотивам, а уехавшая с родителями дочь впала в затяжную депрессию.
Состояние Адель ухудшалось, так что ей даже пришлось обратиться за помощью к специалисту, но тот не распознал всей серьезности состояния девушки.
В тот период, когда семья находилась на острове Джерси, юная Адель познакомилась с английским офицером по имени Альберт Пинсон, в которого без памяти влюбилась буквально с первого взгляда.
В личном дневнике девушка в деталях описала их первую встречу. Там говорилось, что одним ясным летним утром она читала книгу, сидя на террасе дома, как вдруг почувствовала на себе чей-то заинтересованный взгляд. Это был симпатичный мужчина, который первым завязал с ней разговор.
Пинсон по возрасту был несколько старше Адели, но не на много. Мужчина происходил из английской аристократической семьи, он умел производить приятное впечатление на окружающих, нравился женщинам, выглядел подтянутым, ухоженным и приятным во всех отношениях. Кроме того, он был вежлив, обходителен и образован.
Теперь уже сложно сказать, являлся ли Пинсон коварным и бессердечным человеком, соблазнившим юную и невинную девушку, обманув её чувства, или же он сам стал жертвой Адели, которая вдруг решила, что он и есть её суженный, с которым они должны быть вместе, во что бы то ни стало.
Однако, наследница Гюго, в любом случае, стала бы для него отличной партией, ведь, помимо громкой фамилии, она также слыла настоящей красавицей, не лишенной талантов.
Вот только девушка была все время грустной, имела склонность к депрессиям и навязчивым мыслям. Но мужчину это не смутило, он начал ухаживать за Адель, частенько бывал в гостях у её семьи, но делать девушке предложение не собирался. Едва ли он был серьезно влюблен, в отличие от юной прелестницы.
Правда, ходили слухи о том, что Альберт, все же говорил о намерении жениться на Гюго-младшей, но со временем он окончательно охладел к ней, и передумал. Их отношения длились еще несколько лет, и все это время наследница писателя, сгорая от любви, ждала, когда же избранник поведет её под венец. Но время шло, а мужчина лишь отдалялся от неё, и не знал, как прекратить этот странный роман.
За возлюбленным – хоть на край света!
Когда Пинсона перевели служить в Канаду, девушка, не выдержав разлуки, втайне от родных поехала за возлюбленным. Так как денег на такое путешествие у неё не было, она выкрала и продала кое-что из украшений своей мамы. За время, проведенное в Канаде, Адель рассказывала всем, что является невестой Альберта, но узаконить свои отношения они, якобы, не могут из-за протестов семьи жениха.
Помимо этого, Гюго говорила, что родила от Пинсона ребенка, но тот умер во младенчестве (по другой версии, родился мертвым). Никаких доказательств тому найдено не было, поэтому можно предположить, что девушка все это придумала, а после сама же поверила в эту историю. Она отчаянно терзала свою душу и отравляла жизнь объекту своего обожания.
Охваченная нездоровой страстью, девушка даже обращалась за помощью к магам и колдунам, желая приворожить Альберта и заставить его на ней жениться. Но никакие магические обряды так и не помогли, мужчина отдалился и больше не желал её видеть.
Но Адель было уже не остановить, она написала родителям о том, что стала законной супругой Пинсона. Члены семьи сильно сомневались в правдивости этой информации, но опубликовали в газете новость о замужестве дочери писателя.
Некоторое время спустя Адель отправила еще одно письмо своему брату Франсуа-Виктору, и призналась ему, что свадьбы не было, но заверила, что они с возлюбленным помолвлены, и поженятся сразу же, как вернутся в Европу.
Сам же Пинсон тем временем собрался жениться на наследнице местного судьи. Однако, когда об этом узнала Гюго, то поспешила навестить судью, и убедить в том, что его потенциальный зять уже женат на ней, и они в скором времени станут родителями.
Женщина была крайне убедительной, а, так как судья и его дочь не знали всей предыстории, то поверили ей на слово, после чего разразился грандиозный скандал, и ни о какой свадьбе уже и речи не шло.
Некоторое время спустя Альберта перевели по службе на Барбадос, а Адель, как несложно догадаться, последовала за ним. Правда, о её жизни на острове сведений практически нет, известно лишь, что она всем представлялась, как «мадам Пинсон». Её фантазии окончательно спутались с реальностью, женщина верила, что она состоит в браке, о чем писала в своем личном дневнике.
Безрадостное возвращение домой
Местные жители на Барбадосе описывали Адель, как странную и всегда грустную женщину в растрепанной одежде. Она почти ни с кем не общалась, лишь, словно зачарованная, преследовала своего «мужа». Доведенный до отчаяния мужчина попросту сбежал обратно в Европу, где практически сразу же женился, а далее его следы теряются.
Адель уже находилась в состоянии тихого помешательства, когда её в 1872-м году привезли во Францию к отцу. На тот момент матери уже давно не было в живых, брат Шарль скончался от инсульта, а еще через год не стало и Франсуа-Виктора, который скоропостижно умер в возрасте 45-ти лет.
Овдовевший писатель, похоронивший четверых своих детей, теперь наблюдал за тем, как его младшая наследница окончательно сходит с ума, погрузившись в мир собственных грез и фантазий. Она почти не ела, плохо спала, ночами бродила в темноте по дому, и громко говорила, обращаясь к Альберту.
«Синдром Адели» и остаток жизни в психиатрической клинике
Виктор Гюго, как мог, старался помочь дочери хоть немного вернуться к реальности. Когда он осознал, что Адель лишилась рассудка, и помочь ей уже нельзя, то поместил 42-х летнюю наследницу в клинику для душевно больных. Там женщина провела более четырех десятков лет, до самой своей смерти.
В лечебнице Адель навещал только отец, пока не умер в мае 1885-го года, на 84-м году жизни. Дочь пережила его на три десятка лет, но все эти годы она так и провела в стенах психбольницы.
Медперсонал всегда хорошо к ней относился, ведь женщина была тихой и доброжелательной, её музыкальный талант никуда не делся, так что Гюго нередко играла для окружающих на пианино. Вот только она постоянно спрашивала, когда же к ней придет Альберт, и нет ли от него письма, а также упорно продолжала называть себя «мадам Пинсон».
Своего единственного возлюбленного она ждала каждый день, до последнего вздоха. Впоследствии такую маниакальную любовную одержимость стали именовать «синдромом Адели». Данное психическое расстройство официально не считается заболеванием, но признано опасным и разрушительным отклонением, которое приводит к постепенной деградации личности.
Адель умерла весной 1915-го года, лишь немного не дожив до своего 85-ти летнего юбилея. На смертном одре, в бреду, она звала Пинсона, и клялась ему в любви. В 1975-м году драматическую историю младшей дочери Гюго экранизировали, а саму Адель сыграла французская кинозвезда Изабель Аджани, получившая за эту работу номинацию на премию «Оскар».