С творчеством культовой русской поэтессы «Серебряного века», прозаика и переводчика – Марины Ивановны Цветаевой знакомы, пожалуй, даже те, кто равнодушен к литературе. Ведь произведения этой невероятно талантливой женщины разобрали на цитаты, которые, как говорится, ушли в народ. Она стала одной из знаковых фигур мировой поэзии двадцатого века, а многие её стихотворения о любви ныне называют хрестоматийными.
Официально поэтесса выходила замуж лишь один раз за публициста и литератора Сергея Яковлевича Эфрона, от которого родила троих детей: двоих дочерей и сына. Однако, она, будучи особой увлекающейся, никогда не хранила верность супругу и легко заводила романы не только с мужчинами, но и с женщинами. Многие считали гениальную поэтессу ужасной женой и матерью, другие же называют её несчастной женщиной и жертвой сложившихся обстоятельств, доведенной до отчаяния.
Марина Цветаева: биография, юные годы
Марина Ивановна появилась на свет в Москве, в 1892-м году, восьмого октября (26-го сентября по юлианскому календарю), примечательно, что сама поэтесса праздновала свой день рождения девятого октября, в день поминовения апостола Ивана Богослова, об этом она написала в нескольких своих стихотворениях.
Родители Марины были довольно известными и уважаемыми людьми. Глава семейства – Иван Владимирович Цветаев являлся профессором Московского университета, искусствоведом, а позже основал Музей изящных искусств. Мама – Мария Александровна Мейн-Цветаева была пианисткой, и происходила из польско-немецкого аристократического рода. У поэтессы была родная младшая сестра Анастасия, которая стала известным писателем, а также старшие единокровные сестра Валерия и брат Андрей от первого брака отца с оперной певицей Варварой Иловайской.
Девочка с ранних лет обучалась игре на фортепиано, иностранным языкам, а также родители старались привить ей хороший вкус в литературе. Кроме того, маленькая Марина с мамой неоднократно бывала за границей, и некоторое время даже жила в Европе, а когда в шестилетнем возрасте малышка начала писать свои первые стихотворения, то сочиняла она не только на родном русском языке, но также на немецком и французском.
Будущая поэтесса обучалась в престижной московской частной гимназии для девочек, а после в женских пансионах Германии и Франции. Когда у матери диагностировали туберкулез, семья на некоторое время перебралась жить на Итальянскую Ривьеру, но летом 1905-го года они возвратились в Россию, поселившись в крымской Ялте, однако, через год матери Марины не стало.
В возрасте семнадцати лет девушка посещала лекции, а также клубные собрания столичного издания символистов «Мусагет», значительно расширив круг своих литературных знакомств. Тогда же она начала публиковать свои стихотворения, активно участвовала в деятельности литературного кружка.
Вскоре творчество талантливой девушки привлекло внимание таких известных поэтов, как Николай Гумилев, Максимилиан Волошин, а также Валерий Брюсов и других. К слову, с Максимилианом Александровичем юная поэтесса в 1910-м году познакомилась лично. Годом позже, в Коктебеле, куда Марина приехала в известный волошинский «Дом поэтов», состоялась судьбоносная встреча поэтессы с её будущим супругом – литератором и публицистом Сергеем Эфроном.
Свой первый сборник стихов, получивший название «Вечерний альбом», Марина Ивановна опубликовала еще в 1910-м году, через два года вышел второй сборник – «Волшебный фонарь», а еще через год свет увидел третий сборник – «Из двух книг». В годы гражданской войны она написала целый цикл стихотворений, в которых затрагивалась тема происходящих в стране событий.
В период с 1922-го года и по 1939-й годы поэтесса находилась в эмиграции, а посему многие написанные ею в тот период стихотворения так и не были опубликованы. Тем не менее, её стихи понемногу издавались, к примеру, в начале 20-х годов в Берлине был выпущен сборник под названием «Разлука», а через несколько лет, уже в Париже вышел еще один сборник – «После России». В то время куда более востребована была проза Марины Ивановны. За период эмиграции была опубликована эссеистская проза и драматические произведения, к примеру, «Повесть о Сонечке», «Ариадна», а также «Мать и музыка».
Марина Цветаева: личная жизнь
Как мы уже отметили, официально в брак поэтесса вступала лишь один раз. С Сергеем Яковлевичем Эфроном она познакомилась в возрасте восемнадцати лет, в Крыму. Молодой человек был на год моложе неё, между ними вспыхнули романтические чувства, и всего через полгода, когда Сергей достиг совершеннолетия, они стали мужем и женой, обвенчавшись в январе 1912-го года. Восемнадцатого сентября того же года у пары родился первый общий ребенок – дочка, которой дали имя Ариадна.
Однако, Марина Ивановна была натурой творческой, увлекающейся и весьма непостоянной. В частности, известно о её длительных романтических отношениях с великим русским поэтом и писателем Борисом Леонидовичем Пастернаком, которые длились около десяти лет, и не прекращались даже в период её эмиграции. По некоторым данным, у поэтессы был роман с родным братом мужа – актером и революционером Петром Яковлевичем Эфроном.
Помимо этого, в Праге у Цветаевой завязался бурный роман с известным скульптором и юристом по имени Константин Родзевич, которого некоторые до сих пор считают отцом её младшего ребенка. Эти отношения продолжались немногим более полугода. Поэтесса посвятила любовнику «Поэму горы», преисполненную любовью и страстью, а после вдруг изъявила желание оказать помощь его невесте в выборе свадебного платья, поставив, тем самым, жирную точку в их романе.
Как известно, Цветаеву связывали романтические отношения не только с мужчинами, но и с представительницами прекрасного пола. Так, в 1914-м году, в литературном кружке она познакомилась с поэтессой и переводчиком Софией Парнок. Дамы довольно быстро нашли общий язык, а также обнаружили недетский интерес друг к другу, который вскоре вылился в страстный роман.
Эти отношения продлились до 1916-го года. Цветаева посвятила любовнице целый цикл стихотворений, получивший название «Подруга», рассекретив, тем самым, их связь. Супруг поэтессы знал о её увлечении Парнок, дико ревновал её, закатывал скандалы, так что жена, устав от этого, на некоторое время ушла к возлюбленной, но в 2016-м году, расставшись с ней, возвратилась к Эфрону, а еще через год родила ему вторую наследницу – Ирину.
О своем романе с Софией поэтесса позже говорила, что любить женщине женщину – это дико, но любить одних лишь мужчин – очень скучно. В целом же, каждый роман Марины Ивановны оставил заметный след в её творчестве. В новых чувствах она черпала вдохновение, находившее выход в её стихотворениях.
А вот героический образ супруга в творчестве поэтессы больше напоминал античную легенду и, по мнению биографов, в значительной степени, был попросту выдуман Цветаевой. Впоследствии она даже выражала сожаление о том, что их с Эфроном встреча не переросла в дружбу, а привела к столь раннему браку. В своих дневниках женщина писала: «такой ранний брак (как у меня) – это вообще катастрофа, и удар на всю жизнь!».
В феврале 1925-го года поэтесса родила сына Георгия, которого ласково, по-домашнему называли «Мур». Однако, как мы уже отметили, некоторые исследователи до сих пор приписывают отцовство не законному мужу поэтессы, а тогдашнему любовнику Цветаевой – Константину Родзевичу. Супруг даже порывался развестись, но Марина Ивановна, узнав о его намерении, несколько недель пребывала в смятении, а после заявила, что для неё расторжение брака «трагически невозможно».
Марина Цветаева: дети
Отношения поэтессы с собственными наследниками заслуживают отдельного внимания. Её чувства и переживания по этому поводу отразились в личных дневниках и письмах, дошедших до наших дней. Некоторые винят Марину Ивановну в том, что жизнь её младшей дочери Ирины была короткой и мучительной, оборвавшись, когда девочке не было еще и трех лет. Другие считают, что поэтесса сама стала жертвой чудовищных обстоятельств, и происходящее мало зависело от неё самой.
Осенью 1920-го года, после окончания Гражданской войны, ушедший на фронт Эфрон пропал. Он был эвакуирован вместе со своей частью в турецкий город Галлиполи (Гелиболу), но о том, что супруг жив, поэтесса узнала лишь летом 1921-го года. Оставшись одна, с двумя дочерьми на руках, Цветаева столкнулась с нуждой и голодом. Она отдала наследниц в приют, расположенный в подмосковном поселке Кунцово, под видом их крестной, потому как признаться в том, что она мама девочек ей было стыдно.
Ариадна была старшей и любимой дочерью поэтессы, а вот к Ирине, судя по дневникам и письмам, женщина вовсе не испытывала нежных чувств. Она называла младшую дочь глупой, некрасивой, в своих дневниках она также называла её «дефективный ребенок». Приезжая навестить детей в приюте, поэтесса привозила кусочки сахара только для старшей дочери, а когда заведующая поинтересовалась, почему она никогда и ничем не угощает младшую, Цветаева сделала вид, что не слышит её.
В июле 1920-го года Ирина умерла в приюте от голода и болезни. Впоследствии поэтесса написала в своем дневнике, что никогда не любила младшую дочь, и кончина малышки не слишком её тронула. Также Марина Ивановна писала, что она никогда не верила в то, что Ирина вырастет, хотя и не помышляла о смерти наследницы, просто: «она была существом без будущего».
Многие оправдывают женщину тем, что она была попросту неспособна нормально ухаживать за детьми. Ведь старшую дочь Ариадну во младенчестве растили няньки еще до революции, а вот Ирину она сама растить не смогла, потому как ни готовить, ни стирать пеленки поэтесса не умела.
Зато младшего из своих детей и единственного сына Георгия поэтесса безумно любила. Мальчик рос слабым и болезненным, мама, как могла, опекала своего «Мурлыгу», но, тем не менее, оставила его одного в подростковом возрасте, решив добровольно распрощаться с жизнью. Три года спустя девятнадцатилетний Георгий погиб на фронте. Так как ни дочь Ариадна, ставшая поэтессой и переводчиком, ни сын Георгий не имели собственных детей, то после их смерти прямых потомков у Цветаевой не осталось.
Поэтесса Наталья Кравченко, в стихотворении, посвященном Цветаевой, написала такие строки:
«Я не сужу, но сердце ноет,
Отказываюсь понимать:
Поэт, любимый всей страною,
Была чудовищной женою,
Была чудовищная мать!»
Марина Цветаева: причина смерти, тайна могилы
Когда грянула война, Марина Ивановна с сыном-подростком уехали в эвакуацию в Елабугу, где была определена на постой в дом Бродельщиковых. Упаковывать вещи перед отъездом поэтессе помогал Борис Пастернак. Говорят, что он принёс хорошую верёвку, дабы перевязать ею чемодан в дорогу, а, заверяя в её надежности, пошутил: «Верёвка крепкая, хоть вешайся!». Шутка оказалась роковой.. именно так Цветаева и поступила.
Её не стало 31-го августа, 1941-го года, за месяц до 49-го дня рождения поэтессы. Она оставила три предсмертные записки. В записке сыну Марина Ивановна просила прощения, признавалась в любви, а также просила, чтобы он передал сестре и отцу (если свидятся), что она любила их до последней минуты. В записке поэту Николаю Асееву и сестрам Синявским она просила из забрать к себе осиротевшего «Мура», и позаботиться о нем. А в третьей записке «эвакуированным» или «тем, кто будет хоронить», поэтесса оставила адрес Асеева с просьбой помочь её сыну добраться туда, а также просила не похоронить её живой, а хорошенько проверить.
Марина Ивановна была похоронена в Елабуге, но точное местонахождение её могилы осталось неизвестно. Почти два десятка лет спустя, на южной стороне кладбища, у стены сестра безвременно ушедшей поэтессы – писательница Анастасия Ивановна Цветаева установила крест, на месте которого еще десять лет спустя появилось гранитное надгробие. К слову, Анастасия Ивановна умерла в 1993-м году, лишь немного не дожив до своего 99-го дня рождения. На склоне лет она утверждала, что памятная плита была установлена точно на месте захоронения её сестры.