Многие, наверное, видели или хотя бы слышали о биографической драме «История Адели Г.» французского кинематографиста Франсуа Трюффо. Однако, данную картину достаточно сложно понять тем, кто вообще не знаком с трагической историей жизни младшей дочери великого французского писателя Виктора Гюго. Режиссер снял ленту, опираясь на личные дневники Адели Гюго, которые она вела долгие годы, а после её кончины они были изданы отдельной книгой.
А еще в литературе широкое распространение получил термин «синдром Адели», которым характеризуют любовную одержимость, схожую с наркотической зависимостью или психическое расстройство, на фоне безответной любви. Сейчас печальная история наследницы французского классика уже практически позабыта, однако, в начале прошлого века это было одной из главных тем для обсуждений в светских кругах парижского общества.
В этой статье мы расскажем вам о том, как талантливая красавица и завидная невеста медленно сходила с ума и погружалась в выдуманный ею же самой мир, где она счастлива с любимым человеком. Адель такой болезненной одержимостью отравляла жизнь не только себе и своим близким, но и объекту своей страсти.
Адель Гюго: биография, ранние годы
Маленькая Адель появилась на свет в Париже, в 1830-м году, 24-го августа в семье французского драматурга и поэта Виктора Гюго. Она была пятым ребенком у своих родителей (первенец писателя – сын Леопольд скончался во младенчестве), и второй из двоих дочерей. К слову, супругу Гюго тоже звали Адель, так что их дочь правильнее называть Адель Гюго-младшая, дабы избежать путаницы.
В числе близких друзей и знакомых её родителей были в основном известные творческие люди: поэты, писатели, композиторы, общественные деятели и артисты. Сама же Адель, став постарше, снискала репутацию первой красавицы и талантливой пианистки. Девушка действительно была просто удивительно хороша собой и, конечно же, у неё была масса поклонников. Деде, как её звали родные, неоднократно получала предложения руки и сердца, но отказывала своим ухажерам, в ожидании того самого, единственного мужчины.
В подростковом возрасте юная Адель пережила сильнейшее потрясение, когда трагически погибла её девятнадцатилетняя родная сестра Леопольдина. Девушка утонула, когда каталась на парусной лодке по Сене. За несколько месяцев до трагедии старшая из дочерей Гюго вышла замуж за Шарля Вакри – наследника известного поэта Огюста Вакри. Стоит отметить, что молодой муж Леопольдины был великолепным пловцом, однако, погиб вместе с ней, до последнего пытаясь спасти девушку. Находившиеся на берегу крестьяне, которые стали случайными очевидцами несчастного случая, говорили, что Шарль многократно выныривал на поверхность, чтобы набрать воздуха, а после вновь погружался под воду, пытаясь найти супругу. В очередной раз нырнув, он больше не выплыл. Безвременно ушедших из жизни молодых супругов похоронили в одном гробу на кладбище в Вилькье.
Для Виктора Гюго известие о гибели старшей дочери стало страшным ударом, на протяжении семи лет после трагедии он практически ничего не писал. А для Адели, которая всегда была очень близка с сестрой, её гибель стала травмирующим фактором. Позже она утверждала, что сохранила связь с умершей Леопольдиной, и может общаться с ней посредством спиритических сеансов. Исследователи считают, что это были первые признаки душевного расстройства.
Писатель всегда был активным участником французской политической жизни: выступал против смертной казни, защищал свободу слова и печати, а также поддерживал республиканские ценности. Когда же в 1851-м году произошел государственный переворот, Гюго вместе с семьей вынужден был покинуть Францию. Сначала они уехали в Брюссель, потом перебрались на остров Джерси, а три года спустя поселились на острове Гернси. За ним следовали жена и дочь, а сыновья были арестованы по политическим мотивам и отбывали наказание во Франции. Адель в годы скитаний стала подвержена депрессиям, причем настолько сильным, что ей пришлось обратиться за помощью к доктору, который, впрочем, ничего серьезного в её состоянии тогда не увидел.
Адель Гюго: роковая любовь
Во время пребывания семьи на острове Джерси, Адель случайно знакомится с английским лейтенантом Альбертом Пинсоном, в которого тут же влюбляется. Их первую встречу девушка подробно описала в своем личном дневнике. Так, по её словам, погожим летним утром она сидела на террасе, увлеченная чтением книги, и не сразу заметила, что на неё смотрит привлекательный мужчина. У них завязался разговор, Альберт был старше девушки, отличался уверенностью и обходительностью. Он происходил из семьи английских аристократов, умел произвести впечатление, нравился женщинам, всегда был ухоженным, даже лощеным.
Биографы и историки расходятся во мнении относительно того, был ли Альберт расчетливым, бессердечным человеком, обманувшим девушку и игравшим её чувствами к себе, или он тоже поначалу испытывал к ней теплые чувства. В любом случае, Адель являлась для него хорошей партией и завидной невестой. Помимо своего громкого имени, она была еще и писаной красавицей, вот только грустной, склонной к меланхолии и депрессиям. Альберт принялся за ней ухаживать, стал частым гостем в их доме, и, якобы, даже изъявил желание жениться на девушке, но до свадьбы дело так и не дошло.
По некоторым данным, Пинсон сделал Адель предложение, но та на первый раз решила отказать, а второго раза попросту не последовало. О своем поступке женщина впоследствии очень сожалела. Они продолжали встречаться еще несколько лет, однако, кавалер явно охладел к наследнице писателя, а вот она напротив, буквально сгорала от любви, и её чувства трансформировались в какую-то одержимость.
Когда возлюбленного перевели служить в Канадский город Галифакс, Адель, никому ничего не сказав, отправилась вслед за ним за океан, а чтобы оплатить такое путешествие она украла и продала некоторые драгоценности своей матери. За те три года, что она прожила в Канаде, девушка всем рассказывала, что они с Альбертом помолвлены, но не могут пожениться, так как семья жениха против этого брака. А также Адель утверждала, что у них с Пинсоном был ребенок, который родился мертвым, однако, никаких подтверждений тому нигде нет, поэтому многие уверены, что эту историю девушка выдумала, и сама в неё поверила.
Адель была столь сильно охвачена болезненной страстью к Альберту, что даже прибегала к помощи гипнотизеров и колдунов, пытаясь заставить мужчину жениться на ней. Тем временем возлюбленный окончательно к ней охладел, а впавшая в отчаяние женщина отправила домой письмо, в котором соврала своей семье, что вышла за Пинсона замуж. Родные хоть и имели некоторые сомнения, но все же опубликовали в местной газете сообщение о свадьбе своей наследницы. Позже Адель написала брату еще одно письмо, в котором созналась, что никакого бракосочетания не было, но уверенно заявляла, что они с Альбертом, непременно, поженятся после возвращения в Европу.
Тем временем Пинсон, который всячески пытался избавиться от преследовавшей его женщины, объявил о своей помолвке с дочерью местного судьи и о предстоящей скорой свадьбе. Узнав об этом, Адель известила судью, что Альберт уже женат на ней и она ждет от него ребенка. Отец невесты был не в курсе всей этой истории, поэтому поверил женщине, из-за чего разгорелся скандал и свадьба сорвалась. Вскоре мужчину перевели служить на остров Барбадос, и влюбленная в него барышня, словно зачарованная, последовала за ним.
Адель Гюго: возвращение домой
О её жизни на острове информации совсем немного, известно, что женщина представлялась всем исключительно как «мадам Пинсон». Очевидцы описывали её как грустную уже немолодую женщину в одежде, совершенно неподходящей для тропического климата Барбадоса. Она практически ни с кем не общалась и постоянно что-то записывала в своем личном дневнике. По некоторым сведениям, сам Альберт в один прекрасный день сбежал от преследовавшей его женщины в Лондон, где вскоре женился.
В 1972-м году 42-х летняя Адель возвратилась в родную Францию. К тому времени матери и старшего брата Шарля уже не было в живых, а через год после её возвращения скончался второй брат Франсуа-Виктор. Несчастная женщина пребывала в состоянии тихого помешательства, почти ничего не ела, перестала следить за собой и даже не причесывалась. Она считала, что нет необходимости хорошо выглядеть, если единственного любимого мужчины нет рядом. Адель все больше погружала в какой-то выдуманный ею же самой мир: в пустой комнате могла громко говорить, обращаясь к Альберту, почти не спала по ночам, блуждая по дому в темноте.
«Синдром Адели» и 40 лет в психиатрической больнице
Когда писатель понял, что уже ничем не может помочь своей наследнице, он поместил её в психиатрическую больницу, где она провела остаток жизни – более сорока лет. Женщина продолжала бредить, писала письма своему возлюбленному, которые, естественно, не уходили за пределы медучреждения, а еще она постоянно интересовалась, нет ли весточки от самого Альберта. Адель каждый день ждала, что он вот-вот приедет к ней, и по-прежнему называла себя «мадам Пинсон».
Персонал клиники хорошо относился к женщине, она вела себя тихо, оставалась хорошим музыкантом и часто играла для других на пианино. Ей всячески пытались помочь, оберегали от стрессов и волнений, даже позволяли прогулки в зоопарки или походы в оперу. В лечебнице её навещал только отец, вплоть до самой своей смерти. О своей дочери Гюго как-то написал: «Моя несчастная Адель! Она более мертвая, чем мертвецы!». По мнению писателя, безумие его дочери могло быть наследственным, потому как его старший брат Эжен некогда также помешался от любви и безумной ревности к своей невесте.
Виктора Гюго не стало весной 1885-го года, а дочь пережила его на целых тридцать лет. Все это время она оставалась в стенах психиатрической лечебницы, все также бредила о бывшем возлюбленном и жила в мире своих иллюзий. Адель скончалась в 1915-м году, всего за несколько месяцев до своего 85-го дня рождения. Но очевидцы говорили, что даже в столь преклонном возрасте, на её лице сохранились следы былой красоты. Перед смертью в бреду, она звала Альберта и признавалась ему в любви.
Многие специалисты, занимавшиеся вопросами изучения «синдрома Адели», уверены, что если бы изначально странностям дочери Гюго уделяли больше внимания, обратились к хорошим психиатрам, её рассудок можно было бы спасти. Сам же «синдром Адели» сравнительно недавно был признан опасным психическим отклонением, приводящим к деградации личности, однако, он по сей день так и не был официально включен в перечень психических заболеваний. В 1975-м году драматическая судьба дочери писателя легла в основу фильма «История Адели Г.», где роль главной героини досталась французской кинодиве Изабель Аджани.