Официальная история рассказывает о том, что в полдень четвертого дня войны советский летчик капитан Николай Гастелло направил свой самолет, охваченный пламенем, на механизированную колонну вермахта и геройски погиб. Посмертно его представили к высшей награде родины. Подвиг стал именем нарицательным и в последующем был повторен «гастелловцами» не менее пятисот раз. Имя легендарного героя увековечено в названиях городских и деревенских улиц, школ и различных учреждений. Однако, в 1990-х годах открылись некоторые военные архивы, заставившие сомневаться в правдивости «подвига Гастелло». Появились данные, что летчик не погиб в бою, а, бросив экипаж, покинул самолет на парашюте и оказался в немецком плену.
Начало легенды
26 июня 1941-го летчики 96-го полка дальних бомбардировщиков Ф.Воробьёв и А.Рыбас своими рапортами подтвердили гибель в бою капитана Николая Гастелло, командовавшего эскадрильей в 207-м полку. Во время вылета на уничтожение группировки противника в районе Радошковичи — Молодечно его самолет был подбит огнем зенитной артиллерии. Машина, объятая пламенем, упала в скопление вражеской техники. Сдетонировавший боекомплект уничтожил десятки грузовиков с вооружением, боеприпасами и личным составом.
По существовавшим правилам, гибель солдата в бою должны непременно подтвердить два очевидца. В противном случае он считался пропавшим без вести. Данный статус лишал семью государственной поддержки, денежных и продовольственных аттестатов, то есть, фактически обрекал на голодную смерть в суровых условиях тыловой жизни.
Начало войны было для Красной Армии и всего советского народа одним сплошным кошмаром. Гитлеровцы, как нож в масло, быстро продвигались вглубь территории, эффективно подавляя разрозненные очаги сопротивления. На фоне бедственного положения на фронтах каждый случай героизма защитников отечества был, как бальзам на раны сражающейся страны. Он максимально быстро попадал на страницы печатных изданий. Подвиг Гастелло не стал исключением. В сообщении Совинформбюро он появился 5 июля, а спустя несколько дней тематический очерк опубликовала «Правда».
25 июля 1941-го капитана Н.Гастелло представили к званию Героя СССР, и на следующий день, то есть ровно через месяц после совершения подвига, его присвоили. Посмертно.
Закрытая информация
Первая странность официального описания подвига связана с отсутствием упоминания об экипаже. Из-за этого возникает ложное предположение, что речь идет не о дальнем бомбардировщике с командой из четырех человек, а об истребителе. Согласно архивным материалам, вместе с Гастелло на борту самолета находился штурман Бурденюк, стрелок Скоробогатый и радист Калинин. По неизвестно причине, их тогда никак не отметили и представили к наградам лишь в 1958-м.
В это время появилась еще одна серьезная нестыковка, о существовании которой знали единицы. Считалось, что останки погибших летчиков с упавшего самолета предали земле жители близлежащей деревни. К 10-летию Победы их решили эксгумировать, повторно захоронить с надлежащими почестями и создать мемориал.
При вскрытии могилы обнаружили личные вещи, принадлежащие Александру Маслову и Григорию Реутову. Первый из них командовал эскадрильей в том же 207-м дальнебомбардировочном полку, а второй – был у него стрелком. Этот экипаж пропал 26 июня 1941-го. Он также вылетал на выполнение боевой задачи в район Радошковичи — Молодечно. О неожиданной находке доложили в Кремль.
Из столицы пришла секретная директива – без лишней огласки останки летчиков захоронить на кладбище в Радошковичах. На предполагаемом месте гибели ДБ-3Ф установить ранее согласованный и подготовленный монумент. После развала СССР подробности этой эксгумации стали известны журналистам. Появилась совершенно иная трактовка событий полувековой давности, опровергавшая героизм капитана Гастелло.
Забытый герой и трус
Ее сторонники предположили, что на колонну противника свой пылающий бомбардировщик направил Александр Маслов. А.Рыбас и Ф.Воробьев писали рапорта, исходя из чисто человеческих побуждений, поскольку знали, что в семье погибшего друга растет маленький сынишка. Без господдержки им будет очень худо.
Вряд ли они были непосредственными участниками описываемых событий, поскольку служили в другом полку. Физически могли находиться в одном квадрате и визуально наблюдать, как падают подбитые самолеты боевых друзей, лишенные поддержки истребителей. Какой из них, кому принадлежал, разбираться было некогда.
Как вариант, корректировка рапортов «по идеологическим соображениям». Политработникам экипаж Гастелло показался более подходящим для зачисления в герои. Сам пилот был белорусом, Бурденюк — украинцем, Калинин — ненцем, а Скоробогатый — русским.
И еще одна странность: самих докладных записок Воробьева и Рыбаса в архивах нет. Формально об их существовании известно лишь из очерка в «Правде». Поэтому на этот счет можно выдвигать, какие угодно версии и предположения.
В рамках данной концепции самолет Гастелло следовало искать в болотистой местности неподалеку от деревни Мацки. От старожилов были получены сведения о бомбардировщике, упавшем 26 июня около их села. На одном из сильно обгоревших трупов якобы нашли «посмертный медальон» с нацарапанными буквами «А.А.К.», которые действительно совпадают с инициалами радиста А.Калинина. Еще они предъявили бирку с авиационного двигателя Д-87Б, серийный номер которой указан в архивной технической документации на агрегаты, установленные на самолете Н.Гастелло. К сожалению, реальные очевидцы событий до времени проведения расследования не дожили.
Еще кто-то вспомнил рассказы о том, как один из летчиков вылез на крыло падающей машины, спрыгнул и спустился в лесной массив на парашюте. Потом уже немцы его разыскали и куда-то увезли. С учетом конструктивных особенностей советского дальнего бомбардировщика ДБ-3Ф подобная возможность существовала только у пилота. Получается, что командир бросил свой экипаж погибать в горящей машине и попытался спасти свою собственную жизнь.
У этого нелицеприятного факта существует косвенное, но официальное документальное подтверждение в виде «Списка безвозвратных потерь» личного состава 42-й авиадивизии в период боевых действий 22.06-26.06.1941г. Как и ожидалось, в нем поименно представлен экипаж капитана Н.Гастелло. Рукой автора документа — старшины Борисова – сделана приписка: «Один из членов экипажа сумел выпрыгнуть с парашютом. Кто – неизвестно».
Исследователи добились, чтобы А.Маслова и Г.Реутова посмертно наградили орденами, в 1996-м присвоили Героев России.
Может показаться, что в этой истории можно ставить последнюю точку. Однако, предложенная версия событий полна нестыковок. Взять хотя бы тот бесспорный момент, что доказательств пребывания Гастелло или кого-то из членов его экипажа в немецком плену не существует, как и нет свидетелей самого факта пленения летчиков в данном районе. Местные жители не являются очевидцами событий, а рассказывают лишь то, что сами слышали от односельчан. Понятно, что когда в одном воздушном бою гибнут сразу несколько машин, то вполне закономерно, что кто-то из живых пытается спастись, прыгая с парашютом. Возможно, все его товарищи к этому моменту уже мертвы.
Геройский экипаж
Поверхностное исследование состояния останков советских летчиков экипажа Маслова свидетельствует о том, что причиной их смерти стал взрыв. Это дает основание предположить, что бомбардировщик не таранил колонну вермахта, а падал на относительно мягкую землю. Тем более, что место падения находится примерно в 180м от дороги.
В бумагах на представление Маслова к званию Героя указали расплывчатую формулировку: «За героизм в годы ВОВ». О таране ни одного слова, поскольку никаких официальных подтверждений его совершения, помимо версий и умозаключений, нет.
Достоверно известно, что этот экипаж на четвертый день войны так же не возвратился с боевого задания. Помимо уже известного пилота, в его состав входил штурман Балашов, радист Реутов и стрелок Бейскбаев. Всех представили к Героям России.
Живых свидетелей не осталось
Несмотря на наличие сомнений, полностью опровергнуть общеизвестную версию подвига нельзя. Она базируется на двух рапортах Ф.Воробьева и А.Рыбаса. Их вполне достаточно для его общественного признания. Однако оригинальные документы потеряны. Их существование подтверждают лишь упоминания, присутствующие в материалах последующих инстанций.
Говорить о наличии в деле идеологической составляющей и «назначении героев» из числа погибших экипажей можно лишь с большой натяжкой. Шел четвертый день войны. Авиационные полки дальней бомбардировочной авиации, лишенные поддержки истребителей, массово теряли машины и людей, проявлявших мужество и героизм. Единственное преимущество Н.Гастелло в данном ряду настоящих героев перед своими погибшими товарищами в том, что его смерть подтвердили, а гибель экипажа Маслова – нет. До обнаружения останков в 1951-м он числился среди тех, кто пропал без вести.
Старший лейтенант Воробьев погиб, возвращаясь с боевого вылета в район Орла в августе 1941-го. Лейтенант Рыбас погиб в ноябре 1941-го. Из-за больших потерь личного состава и техники 207-й полк дальних бомбардировщиков вскоре расформировали. Из-за хаоса первого военного года многие штабные документы потеряны.
Герои все, но имя подвига неизменно
Сегодня можно уверенно говорить, что оба экипажа в июне 1941-го не вернулись с одного боевого задания по уничтожению скопления вражеских войск у деревни Декшняны. Факт обнаружения в братской могиле «экипажа Гастелло» останков их сослуживцев, ни о чем не говорит. Местные жители захоронили летчиков с упавшего самолета. Совершал он таран немецкой колонны либо нет, они не видели.
Оба погибших экипажа считаются героями по праву. Фактически, они летели на верную гибель, поскольку ДБ-3Ф были тихоходными и неповоротливыми. Из-за этого вражеские истребители их расстреливали, как мишени в тире.
Поскольку не доказано обратное, в истории Великой Отечественной войны огненный таран гитлеровской колонны 26 июня 1941-го навсегда останется «подвигом Гастелло».