Мы назовем сумму ущерба от поступления загрязненной нефти после ревизии НПЗ. Такое заявление сегодня, 11 мая, сделал Александр Лукашенко.
По словам Президента, он очень негативно оценивает случившееся: «Расхлябанность и разболтанность на территории РФ (а это тысячи километров) — и огромная труба загрязнилась ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой идет нефть, на 4-5 мм, как говорят специалисты, съедает».
Глава государства отметил, что конкретная сумма ущерба пока неизвестна, но очевидно, что она будет большая: «Назвать цифру я сейчас не могу. Она станет известна после того, как мы проревизируем произошедшее на НПЗ. На данном этапе идет подсчет убытков. Для для этого подсчета нужно оценить степень повреждения оборудования. Обычно на 1 — 1,5 месяца мы останавливаем заводы и начинаем их каждый год чистить».
Лукашенко пояснил, что в ходе подсчета специалисты будут учитывать ряд составляющих: «Это огромный ущерб, нанесенный нефтепроводу, самому оборудованию на нефтепроводах (это же насосы на самих станциях и все прочее) и на НПЗ, стране в целом. Мы недополучили определенную прибыль, валютную выручку, транзит. А значит, потеряли большие деньги. Это же сотни миллионов долларов. Представители СМИ часто называют такую сумму и они недалеко от истины».
Белорусский лидер напомнил, что по его распоряжению наша страна собиралась начать ремонт нескольких участков нефтепровода «Дружба», на котором есть примерно 10-12 аварийных участков. Но начало ремонтных работ откладывалось, чтобы не останавливать транзит из РФ: «И доработались до того, что дальше тянуть некуда. Но я опять, когда пошла эта грязь, ядовитая нефть, запретил останавливать участки нефтепровода, чтобы еще большего ущерба России не нанести… Мы приостановили всякие ремонты, чтобы не усугубить ситуацию с поставками и транзитом нефти через Беларусь в Западную Европу. РФ не может полностью заменить эту артерию. Некоторые говорят: да мы через Ленинград будем поставлять… Никто никому не запрещает. Но такие объемы не получится поставить. И во что это обойдется? Никто не говорит, что мы закроем транзит. Нам тоже это выгодно».
Президент также сообщил, что тему конкретной суммы и механизма компенсации потерь со своим российским коллегой он не обсуждал. Но Владимир Путин в публичных выступлениях признал наличие ущерба: «Он понимает, что нужно ущерб компенсировать. Он сам сказал, что это огромные потери для РФ, имиджевые потери. А в центре этого ущерба лежит Беларусь. Мы больше всего потеряли от этого. Думаю, россияне не должны оспаривать факт ущерба. Что, мы с россиянами пойдем судиться по этому вопросу? Думаю, мы разберемся, кто кому что должен».
Лукашенко рассказал, что тема загрязненной нефти рассматривалась и в ходе его встречи с Владимиром Путиным в Пекине: «Мы разговаривали там о том, что виновные должны ответить. И он молодец, он очень жестко на это отреагировал, как никогда жестко. Он спросил с кабмина, с министров и поручил правоохранителям и даже ФСБ подключил (что редко бывает) для разборок. Признаю, что Александр Бортников (директор ФСБ) со своими коллегами очень быстро нашел виновных, и они за это должны ответить».
Глава государства добавил, что Минск не собирается спекулировать случившимся или же увязывать вопрос компенсации с урегулированием ситуации вокруг налогового маневра РФ и его последствий для Беларуси: «Это не имеет никакого отношения к налоговому маневру. Случилась беда. Специально или умышленно? Пусть они (в РФ) разбираются у себя сами. На наши нефтеперерабатывающие заводы, как мне докладывают, поступает уже чистая нефть. Часть ядовитой нефти мы откачали в свои хранилища. Ее нужно отсюда россиянам вывозить, или мы найдем какой-то другой вариант использования этой нефти. Эпопея для Беларуси, я так понимаю, подходит к концу, но для Европы она еще продолжается».