По инсайдерской информации, пришедшей с полей трехдневных переговоров В.Путина и А.Лукашенко в Сочи, лидеры договорились о присоединении Беларуси к России, которое должно произойти на основании волеизъявления белорусского народа. Предварительно, референдум состоится в конце текущего года, либо в первом квартале следующего.
Сроки выбраны неслучайно. Во-первых, Александру Григорьевичу в этом году исполняется 65 лет. Во-вторых, в декабре – 20 лет с подписания Договора, который не только фактически ознаменовал создание Союзного государства, но и определил конкретные шаги по реализации интеграционного процесса. Со всех точек зрения было бы выгодно поставить в этой истории красивую жирную точку.
В-третьих, в 2020-м у белорусского лидера завешается очередной президентский срок и нужно либо идти на выборы, либо искать приемника. Оба варианта неидеальны и помощь «старшего брата» потребуется в обязательном порядке. Причем весьма весомая и многовекторная.
Основная проблема, безусловно, лежит в экономике, о том красноречиво свидетельствует отсутствие потребности в электроэнергии, которую вот-вот начнет выдавать АЭС в Островце. Начало проектирования пришлось на благополучный 2012 год, в котором будущее виделось удивительно прекрасным. Планировалось, что стране к 2019 году потребуется объем электричества свыше 47млрд. киловатт-часов, а в реальности оказалось, что даже 40млрд. – это много. Ситуация такова, что, если Россия не поможет и не заберет излишки, то стройку следует заморозить. Прибыли не предвидится, а 10-миллиардный кредит с процентами как-то возвращать нужно.
В общем, о проблемах в экономике нужно писать отдельную большую статью, но в данном смысловом контексте вполне очевидно каждому думающему человеку, что Москва не готова содержать даже самого «близкого родственника» без гарантий сохранности инвестиций. Все помнят 3млрд долларов «подаренных» В.Януковичу, о возврате которых можно забыть. Другими словами, Кремль хочет от Минска политической стабильности и верности существующему курсу. В сложившейся ситуации это лучше всего сделать путем присоединения Беларуси к России. Тем более, что наступил самый благоприятный момент.
Взамен белорусские предприятия получат газ по внутрироссийским ценам, которые почти втрое ниже, а также дешевую электроэнергию собственного производства. Это позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, востребованную и в России, и на Западе. Экономика оживет, цены стабилизируются, зарплаты вырастут и жизнь наладится.
Сам А.Лукашенко, возможно, и проиграет в чем-то малом и сиюминутном, но точно выиграет в большом и перспективном. Речь идет о потере суверенитета, за который наш лидер упорно держался все годы нахождения на вершине власти. Как сказал журналистам его визави – «в современном мире нет полностью независимых государств». Государство – это люди. Главное – обеспечить им достойную жизнь.
Зависимость Беларуси от России стала такой очевидной, что ее намного выгоднее трансформировать в «семейное счастье», чем позволить недругам достать и продемонстрировать «нижнее белье». Далеко не все смогут остаться равнодушными к его виду. Один раз идею «бракосочетания» народ уже поддержал, поэтому риски от повторного предложения минимальны. Об этом позже.
Признаки грядущего объединения
Если внимательно просмотреть ретроспективу новостных сюжетов, показанных по телевидению, и вдумчиво послушать высказывания лидеров двух государств, то «чрезвычайность» встречи и «особая важность» повестки станет очевидной. Начнем с того, что Александр Григорьевич неожиданно для всех отменил заранее спланированный визит в Мюнхен, где он должен был выступать на одной из дискуссионных площадок общеевропейской Конференции по безопасности. Приоритет Сочи оказался гораздо выше. Что случилось?
Просто у российского президента было «свободное окно» для традиционного отдыха. Лучшей возможности для спокойного и всестороннего обсуждения любых сложных вопросов во взаимоотношениях двух стран даже придумать нельзя. Однако, когда журналисты спросили о тематике разговоров, то А.Лукашенко ответил, что «тему налогового маневра и компенсации его последствий для Беларуси не поднимали вообще». В.Путин в свою очередь сказал, что «рассматривались вопросы гуманитарной, образовательной, спортивной и культурной жизни Союзного государства и всё, что с этим связано». Вы проверите, что «батька», как говорят, «все бросил» и «три дня уламывал коллегу», чтобы белорусских футболистов, выступающих в российском футбольном первенстве, не считали легионерами? Это смешно, но таков один из официальных результатов переговоров.
Следующий знаковый момент связан с высказыванием белорусского президента о возможном объединении двух стран. То, что он сказал, на язык простых смертных переводится следующим образом: «Мы обо всем договорились. Теперь дело за народами». Другими словами, необходимо подготовить общественное мнение и провести референдум. Люди поддержат. Правда, пока неясно, сколько плебисцитов должно состояться – два (в России и Беларуси), либо один (только в Беларуси). Принципиальной разницы нет никакой.
Григорьевич и на лыжах покатался вместе с Владимировичем, и даже в хоккей поиграл. Во время двух прошлогодних встреч тет-а-тет, заметьте, он вначале отказался от совместного посещения мирового первенства по самбо, а потом от и хоккейного матча на Красной площади. Как говорится, «настроение было не то». Очевидно, на него сильно надавили в Кремле по вопросу интеграции и дали время подумать и всё обстоятельно взвесить. В этот раз звезды встали на небосклоне в «правильном порядке».
По своему примечателен сам видеоряд, снятый на сочинской ледовой арене. Президенты должны были играть в одной команде, поэтому надели форму одинакового цвета, но с разными атрибутами. Под сводами дворца звучали песни ансамбля «Верасы», а сам А.Лукашенко тихонько напевал, в одиночестве бросая по пустым воротам: «Птица счастья завтрашнего дня, выбери меня, выбери меня…». К чему бы это?
И еще один момент. Обратили ли вы внимание, что белорусский лидер присутствовал на трехсторонней встрече президентов России, Ирана и Турции, на которой решался весьма сложный вопрос о создании конституционной комиссии в Сирии, как важной составной части плана мирного урегулирования в этой стране. Причем здесь Лукашенко? Сложно представить, что В.Путин сказал: «Пошли, Саня, поговорим с мужиками о жизни, а то тебе тут скучно будет без меня» или нечто подобное. Очевидно, что А.Г. пригласили, как потенциального участника внешней политики России в ближайшем обозримом будущем. Возможно, читатель найдет иное толкование этого интересного факта.
Краткая история Союзного государства
После распада СССР некоторые из бывших республик, а теперь независимые государства, приступили к активным поискам новых форм взаимовыгодного сотрудничества. Так появилось «Содружество», зона свободной торговли, отказ от введения визового режима, а также целый ряд различных интеграционных проектов в социальной и экономической сфере.
Как достаточно опытный хозяйственник, А.Лукашенко прекрасно понимал зависимость белорусской экономики от российского сырьевого и потребительского рынка. БССР фактически была «сборочным цехом» Советского Союза, который производил технологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью. В этой связи достаточно упомянуть целых два завода телевизоров, два завода самоходных комбайнов, четыре автомобильных предприятия, энергоемкий кластер химической промышленности, и даже огромный комбинат по обработке якутских алмазов, построенный в Гомеле. Все это требовало не просто сохранения «добрососедских» отношений между Россией и Беларусью, а их трансформацию в более тесные формы взаимовыгодного сотрудничества.
Первым шагом на пути интеграции стал Договор о дружбе 1995 года, который был подписан на основании национального референдума. Одним из вопросов, которые выносились на общенародное обсуждение, была всесторонняя и полная поддержка действий президента страны на тесную экономическую интеграцию с Россией. Подавляющее большинство белорусов поддержало его инициативы.
Естественным следствием запущенного процесса стал Договор о создании Сообщества России и Беларуси, заключенный в апреле 1996 года и последующее подписание Соглашения об образовании Парламентского Собрания двух государств.
Еще через год Б.Ельцин и А.Лукашенко заключили Договор о Союзе России и Беларуси. Именно со второго апреля 1997г. начался отсчет истории существования Союзного государства. В относительно небольшом документе было всего 9 статей, одна из которых объясняла цели объединения: повышение уровня жизни двух братских народов, укрепление дружбы и сотрудничества по всем направлениям деятельности государства, поступательное социально-экономическое развитие участников Союза, которое базируется на объединении материального и интеллектуального потенциала, поддержании высокой обороноспособности и обеспечении безопасности.
Более детально эти общие принципы прописаны в союзном Уставе. В него вошло 40 статей, регулирующие все аспекты сотрудничества, включая возможность проведения совместных референдумов. Данный основополагающий документ вступил в силу в мае 1997 года. Там же предусмотрено формирование органов власти Союза, которыми стали «Высший совет» и «Исполком».
В последующие два года шло формирование исполнительных органов, создавался общий бюджет и запускались на реализацию первые союзные программы. Одной из них стало совместное обустройство внешней границы, на которое выделили свыше 6млрд российских рублей.
В конце декабря 1998 года Б.Ельцин и А.Лукашенко подписали еще один пакет документов, в том числе, Декларацию о дальнейшем единении двух стран. Она признавала успех Союза, и провозглашала необходимость последующего углубления интеграции через создание полноценного Союзного государства.
«Во втором полугодии 1999 года будет сформирована единая правовая среда для субъектов хозяйствования, единое таможенное пространство, унифицировано налоговое и гражданское законодательство, денежно-кредитная система и валютное регулирование. Завершится объединение транспортной и энергетической системы, единого информационного и научно-технологического пространства».
Установленный дедлайн был сорван августовским кризисом внутренней политики России, разразившимся в 1998 году. Однако, часть пути в направлении объединения пройти все же удалось — договорились о равных правах граждан и одинаковых условиях хозяйствования.
Год спустя — 8 декабря 1999г. — подписали Договор о создании Союзного государства и приняли Программу действий по реализации его положений. Еще через полтора месяца парламенты обеих стран документ ратифицировали, и он обрел полноценную юридическую силу. А.Лукашенко назвал его «историческим и судьбоносным», «фундаментом, на котором в третьем тысячелетии будет строиться общий дом для братских народов». Борис Ельцин, пожимая его руку, резюмировал – «навеки вместе».
В числе обновленных целей значилось обеспечение демократического развития народов; повышение уровня жизни и благосостояния; формирование единого экономического пространства на основе объединения потенциалов и рыночных механизмов экономики; согласованная внешняя и социальная политика; создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.
Документ создавал новые руководящие органы, которыми стали Высший Госсовет, Совмин и Постоянный Комитет. Законодательная площадка — Парламентское Собрание – изменений не претерпела.
Спустя 15 лет В.Путин сказал: «Этот стратегический документ заложил основу для тесной интеграции стран, а также придал динамичное развитие российско-белорусским отношениям. За прошедшие годы он доказал свою жизнеспособность и необходимость. Уверен, что крепкое Союзное государство будет играть важную роль в жизни братских народов, являясь действующей моделью для будущих интеграционных проектов.