Тайны минского метро

Станция Минского метро. Фото: thinktanks.by

Минскому метро по масштабу и возрасту далеко до московской подземки, поэтому в нем пока еще не живут «земляные гномы», а по путям не бегают крысы, величиной с овчарок. Но у столичного метрополитена другие тайны, возможно, более интригующие и завораживающие. Проблема лишь в том, что они хранятся за плотным занавесом секретности, из-под которого крупицы информации просачиваются только в виде пыли раз в четверть века, а то и реже. В этом смысле нам повезло.

Человек весьма преклонного возраста, которого для удобства назовем Иваном Степановичем К., поведал историю, произошедшую с ним в самом конце 80-х годов во время работы рядовым путевым обходчиком минского метрополитена. Никаких документальных подтверждений подлинности у нее нет, но есть косвенные признаки, позволяющие предположить, что все рассказанное им является правдой.

Как за год родилось 100тыс. минчан

Сегодня власти белорусской столицы всеми силами пытаются перекрыть поток «переселенцев» из других городов страны. «Минск не резиновый», а его исторический центр застроен так, что «негде ногу поставить». Сложно поверить, что в начале 70-х каждого нового минчанина встречали, как самого дорогого и близкого родственника, причем на уровне ЦК КПБ. Выше, как говорится, только кремлевские звезды.

Все объясняется тем, что каждая республиканская столица и крупные города хотели иметь собственное метро, поскольку это было не только престижно, но и решало множество транспортных проблем. Чтобы получить возможность построить его за средства союзного бюджета, нужно было иметь в наличии свыше одного миллиона жителей. В конце 60-х годов за первоочередное финансирование боролось больше десятка претендентов, а Минску все еще недоставало свыше 100тыс. человек.

На закрытом заседании Политбюро в 1970 году было принято «волевое решение» — обеспечить недостающее количество путем стимулирования рождаемости, привлечения молодежи из регионов, а также через размещение в пригородах новых воинских частей. Как тогда говорили, «Партия сказала – надо! Комсомол ответил – есть!». В это трудно поверить, но партийный наказ был выполнен в самые сжатые сроки – миллионный минчанин появился на свет уже в 1972 году. Без всяких приписок, характерных для брежневской эпохи. Исключительно своими силами.

Первую сваю минского метро забили летом 1977 года и стройка закипела. Однако, уже через два года в Кремле приняли решение о ее консервации, по причине фальсификации исходных данных руководством Республики. На самом деле в Москве шла борьба за власть между различными группами влияния. Одним из реальных претендентов на место стареющего генсека Л.Брежнева был белорусский лидер П. Машеров, который пользовался непререкаемым авторитетом не только у себя на родине, но и во всем Союзе. Противники выдвижения пытались его всячески очернить и «вставляли палки в колеса» любым прогрессивным начинаниям.

Петр Миронович, как известно, трагически погиб в феврале 1980 года в результате автокатастрофы. Наперерез его машине, шедшей в правительственном кортеже, выехал тяжелый грузовик. Вариантов спасения не было. Покушение это было или несчастный случай – неизвестно до сих пор, но после этого проблем со строительством метро больше не было. Его ввели в строй к 40-летию освобождения Минска от нацистов в 1984 году.

История Ивана Степановича

Один из пионеров метрополитена работал путевым обходчиком, поэтому прекрасно знал все нюансы столичной подземки: разъездные ветки, тупиковые туннели, пакгаузы гражданской обороны, а также иные подсобные помещения. Однажды вечером, придя на работу, он получил стандартное сменное задание и отправился с напарником на привычный маршрут.

На перегоне в районе станций «Октябрьская» и «Пл. Ленина» они пошли осматривать стрелку поворота в тупик, и дошли по тоннелю до самой стены. Все было штатно. Можно было возвращаться. Вдруг откуда-то раздался приглушенный рокот, и мужчины почувствовали дрожь земли под ногами. Это заработали механизмы проходчиков в соседнем туннеле. Неожиданно стрелка с лязгом перевелась, и стена тупика медленно поползла вверх, а из-под нее полился яркий свет. Обходчики остолбенели.

Через несколько мгновений перед ними открылся гигантский зал, похожий станцию метро, но с одним путем, на котором стоял поезд. Любопытство взяло вверх, и мужчины решили осмотреть неожиданную находку. Когда они прошли вперед метров пятьдесят, то услышали, как за спиной закрывается проход.

Скрытый проход в тоннеле метро. Фото: pics2.pokazuha.ru

Как по команде, они бросились обратно, но стена опустилась, и зловещая станция погрузилась во тьму. Зажглось дежурное освещение. Рабочие включили фонари, и пошли, к поезду тихо перешептываясь. Первое, что бросилось в глаза, – это разбитые стекла вагонов и стены, изрешеченные пулями. Следов пребывания людей было предостаточно, а лужи крови были немыми свидетелями произошедшей трагедии.

Несколько раз обходчики кричали, надеясь, что кто-нибудь их услышит и откликнется. Тщетно. От мрачной тишины, наступавшей после криков, становилось особенно жутко. Появилось ощущение нереальности происходящего. Время, как будто бы остановилось.

Они прошлись по всем вагонам, внутри которых лежали мужские, женские и детские вещи, журналы, книги. В одном из них стояла пустая детская коляска. Увиденное подвергло работников метро в шок, и порядком нагнало страха. Появилось желание бежать сломя голову. Они бросились искать выход из зала, обшарили каждый уголок, но ни одной двери не нашли. Сложилось впечатление, что судьба загнала их в каменный мешок. Степанович подбадривал напарника, мол, выход непременно должен быть, ведь пассажиры поезда как-то покинули «станцию».

Заброшенный тоннель метро. Фото: s6.pikabu.ru

Когда друзья совсем отчаялись, стена неожиданно вновь пошла вверх, а за ней оказался машинист их рабочего поезда. Они сорвались с места и преодолели спасительную стометровку быстрее олимпийских чемпионов. Неофициальный рекорд спас им жизнь, поскольку «сезам» закрылся. Тупик вновь стал обычным куском тоннеля метро, предназначенным для технических нужд.

На обратном пути приятель рассказал, каким образом смог освободить чрезмерно любопытных товарищей. Исследуя стены туннеля с помощью мощного фонаря, он наткнулся на замаскированный щит-распределитель. Одна из кнопок сработала, и проход открылся.

О произошедших событиях бригада незамедлительно доложила мастеру. Тот вызвал начальника «режима», который приходился приятелю Степаныча близким родственником. Возможно, по этой причине тому не пришлось несколько лет провести в психиатрической лечебнице. КГБ знал, как обеспечить надежную сохранность тайны.

Гипотетически можно предположить, что во время движения обычного состава метро по своему повседневному маршруту, несанкционированно сработала секретная автоматика, стрелка переключилась, фальшивая стена поднялась, и поезд неожиданно въехал на охраняемый объект. Караул действовал по инструкции и открыл огонь на поражение. Пока разобрались что к чему, положили десятки людей. Как водится, человеческая жизнь — ничто относительно интересов государства, а тем более, его тайн. Сколько подобных случаев знает история.

Уже в наше время, как ветерану метростроя, Ивану Степановичу довелось, так сказать, «пройтись по местам трудовых побед». Однако, тупика на этом участке тоннеля уже не было. Ровная аккуратная стена с многочисленными кабелями. По сей день тайна расстрелянного поезда, стоявшего на пути неизвестной станции, остается покрытой мраком. Однако, кое-какие мысли на ее счет имеются.

Существует ли под Минском «метро-2»

Одним из наиболее известных мифов столичного метро считается строительство станции, которую условно называют «Комсомольской». По замыслу проектировщиков первая линия минской подземки должна была иметь девять станций, а не восемь. Дополнительный перрон собирались построить где-то между ныне существующими «Пл. Ленина» и «Октябрьской». По инсайдерской информации это был правительственный заказ по линии КГБ БССР, который являлся «гражданской» частью крупной системы бомбоубежищ, эвакуационных шахт и иных помещений специального назначения. Их строительство велось параллельно с обычным метрополитеном, но силами воинских частей.

Сама по себе информация выглядит вполне логичной, поскольку у нас есть рассекреченный аналог московского метрополитена, который связывал воедино, по крайней мере, общедоступные сегодня командные пункты. Во дворах домов по ул. К.Маркса и пр-ту Независимости можно также найти специфические вентиляционные шахты, нехарактерные для большинства тоннелей минского метро.

Помимо этого, есть открытая информация о том, что под нынешней Октябрьской площадью в тот временной период велось масштабное строительство трехуровневого торгового центра. Потом, якобы, решили, что это слишком, и оставили только один уровень, хотя, все технические коммуникации и тоннели уже были проложены. Впоследствии от затеи отказались совсем. Официально. А как было на самом деле?

Еще один интересный момент связан с соединительным переходом между «Октябрьской» и «Купаловской». Если из общего вестибюля спускаться на «Купаловскую», то слева можно увидеть дополнительный выход, оборудованный неработающими турникетами. Теоретически, именно он и ведет в «торговый центр», который так и не построили.

Понятно, что если правительственный комплекс «метро-2» существует на самом деле, то когда-нибудь с него снимут гриф секретности, как это уже неоднократно было со сверхсекретными объектами советского периода. В подобных случаях принято говорить, «жаль, в это время чудесное жить не придется ни мне, ни тебе».

Странные станции «Пролетарская» и «Молодежная»

Вы когда-нибудь пытались мысленно представить расположение платформы станции «Пролетарская» под землей? Почему она имеет один вход, хотя рядом находится «Минск Восточный», имеющий достаточно высокий пассажиропоток?

Безобидный эксперимент по поиску второго вестибюля, отгороженного бетонной стеной и украшенного монументальной скульптурой пролетария, даст неожиданный результат. Вход в него представляет собой нечто отдаленно напоминающее трансформаторную будку, которая расположен по улице Судмалиса за одним из пятиэтажных домов. Естественно, он предусмотрительно закрыт решеткой, через которую «в ясный солнечный день» невооруженный глаз непременно увидит типовой аккуратный пол типового мраморного вестибюля метрополитена.

Монументальная скульптура пролетария. Фото: thinktanks.by

Местные долгожители весьма почтенного возраста еще помнят, что наш «загадочный вестибюль» был основным входом в бомбоубежище. Раньше об этом свидетельствовали указательные стрелы, нарисованные на стенах домов, но их давно закрасили.

«Пролетарская» далеко не единственная станция странной конфигурации. В этом плане не менее интересна платформа «Молодежная» со своим эскалатором, никогда не начинавшем перевозить пассажиров, поскольку ведет к замурованному выходу. Принято считать, что это сделано из-за прокладки железнодорожных путей, которые находятся в непосредственной близости от второго входа.

Забытые названия

В названиях станций столичного метро на самом деле нет ничего тайного, мистического или двусмысленного. Большинство из них полностью соответствуют своему времени и, как правило, привязано к наземной инфраструктуре. Правда, привычные имена могли быть совершенно иными.

В первоначальном плане были платформы «Московская», «Центральная площадь», «Академическая», «Парк имени Челюскинцев» и «Волгоградская». По неким неизвестным и малопонятным соображениям буквально перед самым открытием их неожиданно переименовали. Попробуйте сами поискать скрытую логику и закономерность этого процесса. Окончательный результат в том же порядке выглядит следующим образом: «Институт культуры», «Октябрьская», «Академия наук», «Парк Челюскинцев» и «Московская».

Больше всех не повезло «челюскинцам». Машеров хотел оформить вестибюль, как своеобразный мемориальный комплекс, напоминающий о жертвах Хатыни в частности и Отечественной войны в целом. В Москве его идею не поддержали, а замену не предложили. Проявить инициативу без разрешения и одобрения Центра никто не решился, поэтому имеем то, что имеем.

Читайте нас в: