Примерно 10 лет назад во время плановых археологических раскопок в окрестностях деревни Королевская Слобода, что в Светлогорском районе Гомельской области, было сделано множество сенсационных находок. В культурном слое совсем маленького участка площадью всего 153м.кв. находились старинные артефакты, впоследствии датированные XVII веком. Среди них были серебряные и медные монеты, табачные трубки, кусочки фарфоровой посуды, осколки кафельной плитки с художественным орнаментом, нож с рукояткой из слоновой кости, части арбалета и многое другое. Данная совокупность предметов позволила ученым утверждать, что на этой территории еще совсем недавно (по историческим меркам) находилось высокоразвитое городское поселение, о существовании которого ничего неизвестно. Более того, его нет на географических картах того времени.
Тайны Несвижского архива
В Варшаве в Главном архиве древних актов хранится большое количество документов, которые в той либо иной мере относятся к современным территориям Беларуси. Речь, в частности, идет о, так называемом, «Несвижском архиве Радзивиллов», официально переданном Польше еще в 1921 в рамках Рижского мирного договора. Напомним, молодые советские республики (БССР, УССР и РСФСР) обязались фактически выплатить Польше репарации, которые помимо обширных территорий Западной Украины, Западной Белоруссии и России включали научные, культурные и иные ценности, вывезенные с ее территории, начиная с января 1772г.
Один из молодых отечественных ученых, изучая старинные документы, случайно наткнулся на грамоту польской королевы Цецилии Ринаты, написанную в 1643 году. На пожелтевшем от времени тонком листе белого пергамента располагался рукописный текст, под которым красовался незамысловатый городской герб.
На нем был нарисован лев, держащий в лапе меч, над которым сияла звезда и рядом лодка. Сочетание чем-то напоминает родовую геральдику рода Габсбургов – могущественной династии Европы, некогда управлявшей Священной Римской и Австро-Венгерскими Империями. Официальность документа подтверждал сургучный медальон с оттиском королевской печати, который прикреплялся к манускрипту с помощью красивого витого шнурка.
Содержание грамоты было написано по-польски, чернила частично выцвели, поэтому читались только отдельные слова, смысл которых белорусский исследователь понимал не до конца. Можно представить его удивление, когда удалось разобрать фразу, которую даже не требовалось переводить «… привилегией городу Казимиру, входящему в Бобруйское староство, является дарование Магдебурского права…».
Получается, что где-то в районе Бобруйска в середине XVII века существовал крупный город, впоследствии исчезнувший во тьме веков подобно Атлантиде? Не может быть!
О чем рассказали старые документы
С 1589 года территории современной Белоруссии являлась составной частью Речи Посполитой — федеративного государства, которое управлялось Великими князьями Литовскими. Сегодня их часто называют «королями». В 1637 год Владислав IV «Ваза» взял в жены Цецилию Ринату Габсбург, дочь австро-венгерского императора Фердинанда II. Два года спустя в ее распоряжение было передано Бобруйское староство.
Молодая польская королева решила «серьезно вложиться» в его развитие с целью создать необходимые условия для производства товаров и укрепления торговых отношений с соседями. Фактически, для местных жителей она увеличила количество степеней свободы. На языке того времени «свобода» звучала, как «слобода». Вполне возможно, что отсюда и произошло название ныне существующего населенного пункта «Королевская слобода».
Теперь смысл старинной грамоты становится более понятным. Если говорить современным языком, то «территория опережающего развития» получила статус города, которому было даровано Магдебургское право и герб. В 1640 году Цецилия родила мальчика, названного Зигмундом-Казимежем. Логично предположить, что своему новорожденному детищу она присвоила одно из его полных имен – «Казимир».
Напомним, что «дарование Магдебурского права» в его сегодняшней научной трактовке говорит о полном муниципальном самоуправлении. Оно предполагало создание нескольких независимых ветвей власти, которые формировались на выборной основе. Обязательными символами, помимо герба, считались городская ратуша с часами на колокольне и «контрольные» весы. И, пожалуй, самое главное – город обретал независимость от столицы государства. Кстати заметить, в Российской империи ничего подобного не было. Там сохранялась четкая «властная вертикаль».
В это можно не верить, но за 400 лет существования Беларуси в составе Великого княжества Литовского подобное право было даровано всем городам и более-менее крупным местечкам. В нынешних границах Гомельской области, как было принято считать до описываемых событий, исторические гербы были у Гомеля, Мозыря, Рогачева и Речицы. А вот геральдика со львами даже в масштабах всей страны встречается крайне редко. Она есть только у Городка, Лиды и Слонима.
Почему исчез Казимир?
В Государственном архиве России хранится донесение казачьего атамана Ивана Золотаренко на имя царя Алексея Михайловича, датированное 15.07.1654 года. Военноначальник докладывает, что вверенными ему силами сожжены дотла Речицкий, Жлобинский, Стрешинский, Рогачевский и Горвальский замки. Надо полагать, что список далеко не полный и в число покоренных городов входил и Казимир, который к тому времени просуществовал всего 12 лет. Парадоксально, но через год скончался и Зигмунд-Казимеж.
Позволим себе напомнить, что в январе сего года состоялась, так называемая, «Переяславская рада», в ходе которой Украина добровольно вошла в состав России. Уже в мае 100-тысячная русская армия и части Б.Хмельницкого вторглась на территорию Речи Посполитой с целью возвращения «в материнское лоно» черниговских и смоленских земель. В июне-ноябре пали гарнизоны Дорогобужа, Ростиславля, Полоцка, Орши, Гомеля, Мстиславля, Смоленска, Шклова, Витебска. Активные боевые действия продолжались вплоть до 1667 года.
Возможно, аналогия будет не совсем удачной, но является исторически точной – в ходе русско-польской войны 1654-667гг были сожжены сотни белорусских городов, сел и местечек. Археологам ни один раз приходилось раскапывать сгоревшие церкви, внутри которых находились многочисленные обугленные людские останки. Примечательно то, что в таком массовом количестве их нет среди остовов жилищ. Во время ВОВ карательные подразделения Вермахта сгоняли людей не в храмы, а в сараи. Как видите, история имеет свойство повторяться.
Справка: «Атлас: история Беларуси, XVI—XVIIIст.» (Минск,2005г, стр.13). Между Рогачевом и Бобруйском обозначен Казимир. Упоминание о нем случайно нашли в архиве, а реальность существования подтвердили много лет спустя.