Несвиж: последняя тайна Радзивиллов

Морозным декабрьским утром 1812 года во внутреннем дворе Несвижского замка казаками Карла Кнорринга был повешен его управляющий Альберт Бургельский. Вместе с собой он унес тайну места нахождения 12-ти золотых апостолов, отлитых в полный человеческий рост и украшенных драгоценными камнями. Он спрятал их отдельно от других сокровищ по письменному распоряжению последнего отпрыска «несвижской» линии Радзивиллов – Доминика Иеронима.

Впоследствии несметные богатства знатного рода Великого княжества литовского активно искали и наследники, и представители советской власти, и даже специалисты гитлеровского оккультного общества «Аненербе». Их усилия оказались тщетными. Шанс войти в историю выпал нашим современникам, но обо всем по порядку.

 

Родовое гнездо

Старый Несвиж с прекрасными парками, рукотворными бастионами, барочными костелами и великолепным дворцовым комплексом является сокровищем современной Беларуси. За глаза его часто называют «Северным Парижем». Немудрено, ведь более 400 лет этот небольшой городок был резиденцией могущественного княжеского рода, который начал вить «гнездо» в 1511 году, получив приданное молодой жены Яна Радзивилла из князей Кишек. В XVI веке большинство строений замка были деревянными.

На рубеже столетий его новым владельцем стал Николай Радзивилл по прозвищу «Сиротка». Оно никак не связано с его тяжелой судьбой, а обязано своим происхождением юмору польского короля Жигимонта Августа. Однажды его свита встретила в парке одинокого мальчика, и монарх поинтересовался: «Что ты стоишь тут, как сиротка?».

Именно Николай выписал из Италии архитектора Джованни Бернардони, ранее принимавшего участие в строительстве целого ряда святынь Ватикана. По его проекту начали возводить замок, который мы имеем счастье видеть и сегодня, а вершиной творчества талантливого архитектора считается барочный костел иезуитов, под которым находится усыпальница Радзивиллов с мумиями владельцев Несвижа с XVII столетия.

Богатейший замок Европы

К концу XVIII века род Радзивиллов достиг апогея своего могущества, а по богатству мог соперничать с испанскими королями. Все это отразилось на замковых интерьерах и ультрамодных по тем временам фасадах, которые были переделаны в стилистике барокко. Во дворце насчитывалось ровно 365 комнат, число которых совпадало с количеством дней в году, и 12 тематических парадных залов – рыцарский, серебряный, золотой, бриллиантовый, мраморный и так далее.

По архивным документам и инвентаризационным описям можно сделать вывод, что в замке имелась огромная библиотека, насчитывающая десятки тысяч изданий, поистине шикарная картинная галерея, составленная из шедевров европейской живописи, уникальная мебель ручной работы, а также богатая коллекция оружия со всего мира. Античные скульптуры, столовые сервизы из китайского и саксонского фарфора, знаменитые слуцкие пояса, персидские ковры и прочие драгоценные «безделушки» не поддавались исчислению.

В свое время российский посол при короле Речи Посполитой докладывал императрице Екатерине II, что после знатного обеда его и других высокопоставленных особ пригласили посетить, так называемую, «золотую кладовую». Внутри он увидел сундуки с драгоценными каменьями, золотые слитки на сотни пудов, многочисленные ювелирные украшения и 12 фигур апостолов в золотых и серебряных одеяниях.

Действительно, апостолы были жемчужиной коллекции Радзивиллов и символом богатства. Их истинное происхождение неизвестно, причем на этот счет у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что скульптуры были вывезены из Константинополя в качестве трофеев, другие – склонны верить в подарок Ватикана, а третьи искренне убеждены, что имеют дело с продуктом местного производства. Доподлинно известно, что на территории Несвижа работало множество мануфактур, в число которых входили и ювелирные мастерские. Вполне возможно, что именно их мастера и выплавили апостолов, поскольку в «исходном сырье» никакого недостатка не было.

Разграбление

Следует заметить, что Несвижский замок строился по самым высоким инженерных канонам неприступных укреплений того времени. Со всех сторон его окружали естественные и искусственные водоемы, а для сохранности имущества и жизни владельцев была обустроена сложная система подземных галерей, которая до сегодняшнего дня полностью не изучена. Отдельные исследователи предполагают, что существует потайной ход, который связывает оба замка Радзивиллов в Несвиже и Мире. По прямой между ними 35км. Все это лишь косвенно подтверждает гипотезу о том, что у управляющего Альберта Бургельского были все возможности спрятать сокровища хозяев так, чтобы никто не смог найти, кроме, естественно, них самих.

В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл присоединился к армии Наполеона в его походе на Москву и на свои средства сформировал трехтысячный корпус улан. Как известно из истории, идея была не самой удачной. Наследник знатного рода был тяжело ранен в бою и вынужден отступать во французском обозе. Предчувствуя непоправимое, он послал верного человека с указанием надежно спрятать драгоценности, находящиеся в замке. Больше в Несвиже он никогда не был, поскольку в ноябре 1813 года скончался в Париже.

Как вы уже знаете, передовые части русской армии вошли в город в первых числах декабря 1812 года. Командир полка, остановившегося в замке, «по старой традиции» отдал его на разграбление своим подчиненным, присвоив самое ценное себе. Впоследствии по приказу командующего армией П. Чичагова ему все пришлось возвратить в государственную казну. Благодаря этому, сокровища Радзивиллов можно сегодня увидеть в музеях Несвижа, Минска, Харькова и Санкт-Петербурга.

Безусловно, о существовании апостолов в российской столице было прекрасно известно по донесениям дипломатов. Специальное подразделение прибыло в освобожденный Несвиж на несколько дней позже казаков Кнорринга и первым, что они увидели, было безжизненное тело управляющего – единственного человека, который действительно знал место их нахождения. Допросы с пристрастием, примененные к «челяди», результатов не дали. Точно такими же оказалась попытки обнаружить его самостоятельно. Замок умел хранить свои тайны.

Оставшись без хозяев, он пришел в запустение и находился в забвении почти 50 лет. Когда Радзивиллы вернулись в Несвиж, то их родовое гнездо фактически превратилось в руины. В реставрационные работы были вложены огромные деньги, а для восстановления интерьеров Антоний Радзивилл официально обратился к Николаю II с просьбой вернуть сокровища, конфискованные в 1812 году. Она была частично удовлетворена. В этот временной период Марией де Кастеллян – вдовой князя Антония – были заложены парковые ансамбли: «Английский», «Старый» и «Новый (Марысин)».

Во время революционных событий 1917-года замок вновь был разграблен. Затем по Брестскому миру территория города вошла в состав Польши, и комплекс вернули прежним владельцам, которые по прямому предназначению в качестве родовой резиденции его уже не использовали. В 1939 году в рамках секретного протокола к «пакту Молотов-Риббентроп» западная Белоруссия стала составной частью БССР.

В мемуарах писателя Валентина Катаева есть воспоминания о посещении Несвижского замка сразу после его перехода в собственность СССР. Увиденное потрясло его своим великолепием, изяществом и утонченным вкусом. По его словам библиотека по своему составу практически была бесценной. Не имели оценочной стоимости и паркетные полы, искусно выложенные из древесины дорогих и редких пород, массивные резные двери и огромные зеркала в позолоченных рамах. Было предложение сделать здесь музей, но Советская власть распорядилась иначе. Все ценное имущество было вывезено и распределено по различным музеям и библиотекам страны.

После окончания Великой Отечественной войны в замке размещался санаторий НКВД, потом поправляли здоровье правительственные чиновники и их семьи, и наконец – простые рабочие и колхозники. Первые и вторые еще могли почувствовать себя знатными аристократами в старых интерьерах, а последним достался лишь «советский реализм». Многое было переделано и разрушено, включая камины и печи, украшенные голландскими изразцами XVI-XVII веков. Вторую жизнь замок обрел лишь в новом тысячелетии.

А где же апостолы?

После 1812 года их активно искали профессионалы и любители. Легенду о 12-ти апостолах знал практически каждый местный житель дошкольного возраста. Выдвигались разные гипотезы и предположения, проверки которых не давали результатов. Все настолько к этому привыкли, что попросту не обратили внимания на небольшую заметку в региональной прессе, сообщавшей об очередном происшествии во время реставрационных работ.

При разрушении кирпичной кладки лом улетел в пустоту, которая находилась за ней. Отверстие расширили и обнаружили ранее неизвестную галерею, уходящую далеко в темноту. Самостоятельно исследовать подземелье рабочие не решились, поскольку в их памяти были еще свежи воспоминания о трагической гибели подростков, которые в поисках сокровищ залезли в похожее сооружение. Назад никто из них не выбрался – все задохнулись.

Приехавшие специалисты спустились в подземный ход, который был выложен красным кирпичом, а своды хранили следы копоти от горящих факелов. Тоннель был довольно просторным и позволял идти рядом, не сгибаясь, двум мужчинам плотного телосложения. Через несколько сотен метров он заканчивался мощным завалом, непонятного происхождения.

Возвращаясь, исследователи заметили на стене неявное различие в каменной кладке. С помощью приборов установили, что за стенкой находится достаточно просторное помещение. Препятствие аккуратно разобрали и действительно обнаружили комнату размером 4х4 метра. В ней стояло несколько сундуков, наполненных столовым серебром, некогда дорогими мехами и различными правоустанавливающими грамотами.

Среди кучи истлевшего мусора научные сотрудники неожиданно для себя обнаружили одного из 12-ти легендарных апостолов. Ликованию и восторгам не было предела. Первые капли сомнений подпортили несусветную радость еще при попытке вынести статую на поверхность – она оказалась неожиданно легкой. Полное разочарование настигло удачливых кладоискателей при солнечном свете – скульптура оказалась гипсовой. За несколько столетий хранения искусная позолота местами сошла и лишь косвенно свидетельствовала о былом великолепии.

Так часто бывает – мы тратим свою жизнь на поиски золота в земле, а нужно искать апостолов у себя в душе. Возможно, мы еще не достойны обрести богатое наследие предков.

Читайте нас в: