Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому ЖКУ для населения будут проходить индексацию тарифов, сообщает БЕЛТА со ссылкой на пресс-службу главы государства.
Александр Лукашенко 5 декабря подписал указ № 550″О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
Документ, подписанный в целях повышения окупаемости жилищно-коммунальных услуг с учетом роста доходов населения.
Согласно документу, меняется тарифное регулирование жилищно-коммунальных услуг и порядок оказания государственной адресной социальной помощи населению. Для компенсации оказывающим ЖКУ организациям повышения по объективным причинам затрат и недопущения снижения окупаемости ЖКУ предусматривается индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Теперь ежегодно 1 января будет проходить повышение субсидируемых государством тарифов на ЖКУ для населения. Тарифы будут повышаться исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном 5 долларам по среднегодовому значению обменного курса рубля к доллару в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития страны на очередной финансовый год, в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 квадратных метров, при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг.
Установленное предельное ограничение в 5 долларов определено для исключения существенного роста и значительного отличия в размере тарифов по областям. Их регулирование будут осуществлять облисполкомы и Мингорисполком по согласованию с Министерством экономики РБ.
Система данных расчетов будут определять министерства экономики, жилкомхоза, энергетики и финансов.
При этом, документом оставлена возможность повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения свыше 5 долларового лимита, однако такое повышение возможно только по согласованию с Александром Лукашенко.
Указ предусматривает передачу полномочий по регулированию тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, от Совета Министров облисполкомам и Минскому горисполкому.
Данные меры приняты для повышения ответственности местных исполнительных и распорядительных органов за состояние жилищно-коммунальной отрасли на региональном уровне, а также обеспечения сбалансированности объемов и источников возмещения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг (платежи населения, бюджетное и перекрестное субсидирование).
Согласно указу, тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежеквартально индексируются в течение финансового года в размерах, не превышающих фактически сложившегося индекса номинальной зарплаты по стране за предыдущий квартал. Индексация цен и тарифов на газ, электро- и теплоэнергию осуществляется Советом министров, на услуги по техобслуживанию, водоснабжению, водоотведению, пользованию лифтом – облисполкомами и Мигорисполкомом по согласованию с минэкономики, на услуги по вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов – облисполкомами и Мингорисполкомом.
В рамках системы государственной адресной социальной помощи (ГАСП) предоставляются 5 социальных выплат, в том числе для малообеспеченных семей (граждан) – в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Выплата ежемесячного социального пособия позволит поддерживать доходы малообеспеченных семей (граждан) на уровне минимальной социальной гарантии – бюджета прожиточного минимума.
Для обеспечения адресности социальной поддержки Указом установлены определенные «фильтры», направленные на предоставление социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания только семьям (гражданам), нуждающимся в такой помощи по объективным причинам.
Указом вводятся ограничения по предоставлению ежемесячного социального пособия в отношении трудоспособных членов семьи (граждан), которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев являлись занятыми либо зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве безработных; а также которые, являясь безработными, в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы либо от прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.
Одновременно расширяется перечень оснований для отказа в предоставлении социальных выплат семьям, повторно обращающимся за помощью, в которых трудоспособный член семьи не выполнил определённый комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, за исключением невыполнения такого плана по объективным причинам.