В последнее время в России, как и во всем мире все большую популярность приобретает дистанционное банковское обслуживание, т.е. интернет-банкинг. К сожалению, эта услуга еще не так популярна, как на Западе, пока пользователей интернет-банкинга среди физических лиц насчитывается примерно 1,5 – 2 млн.человек.
Самое главное преимущество интернет-банкинга – это то, что не надо ходить в банк для совершения различных операций, контролировать состояние счетов можно при помощи своего компьютера. Интернет-банк позволяет выписывать счета, подавать заявки на кредит, на оформление депозита и др. Можно осуществлять переводы на счета других банков, внутренние переводы на счетах, конвертацию средств и оплату услуг.
Из-за низкой обеспеченности интернетом, эта услуга пока еще не очень развита и уступает, пока еще, платежным терминалам. Мешает развитию и финансовая неграмотность населения. Тормозит еще и тот факт, что невозможно открыть счет в банке без личного присутствия.
Система интернет-банк вполне безопасна, необходимо придерживаться нескольких не сложных правил: при помощи SSL-шифрования, необходимо зашифровывать свои данные при передаче от своего компьютера к системе банка; применять одноразовые пароли, получаемые в банкомате или СМС-пароли; иногда можно использовать электронную подпись. Но, прежде всего, пользователю надо быть очень внимательным.
Банки заинтересованы в развитии системы интернет-банкинга. Помимо экономии времени клиента, эта система снижает расходы самого банка на открытие дополнительных отделений.
Чтобы эта система была действительно полезна и приносила только пользу, необходимо правильно выбрать банк. Вначале надо поинтересоваться, осуществляет ли банк необходимые услуги и платежи. Нужно обратить внимание на интерфейс системы, а так же на сообщение банка с другими системами.
Важно при выборе обратить внимание на тарифы на подключение и использование услуги.
Некоторые банки, за трансакцию, взимают фиксированную комиссию, а некоторые берут процент от суммы платежа. Нужно обратить внимание на количество операций, которые проводит банк с помощью интернет-банкинга. Чем больше физ.лиц пользуется услугами банка, тем выше к нему доверие. Среди российских банков, в этом показателе, лидируют Альфа-банк и Банк24.Ру. У них по 85 % операций от физ.лиц.
Некоторые банки берут платежи за безопасность. Например, Банк Москвы берет за это одноразово 500 руб, Сити-банк – 65 рублей в месяц и т.д.
Внедрение интернет-банкинга выгодно, прежде всего, самому банку, особенно если это небольшой банк. Это большая экономия на операционных расходах, а, так же повышение доверия клиентов.
Основным сдерживающим фактором перехода платежей в интернет-пространство является традиционный оборот наличных средств, как объяснила в интервью «Биржевому лидеру» Людмила Кулягина — начальник управления банковских технологий банка «ЦЕРИХ». Для того, чтобы распорядиться деньгами на счет при помощи интернет-банкинга, необходимо, чтобы деньги на счете были. А для этого, все равно, необходимо будет идти в ближайшее отделение банка, или к терминалу. Здесь уже имеет место второй сдерживающий фактор – финансовая неграмотность большинства населения.
Почему банкам стоит выбрать интернет-банкинг? С этим вопросом аналитики журнала «Биржевой лидер» обратились к Михаилу Марченкову, заместителю начальника управления информационных технологий ЗАО «ТАУРУС Банк».
Как сказал Михаил Марченков, во-первых, использование интернет-банкинга – это значительная экономия на операционных расходах. Во-вторых, — это повышение лояльности клиентов. С какой стороны не рассматривать преимущества использования интернет-банкинга для банков, в нем заключаются одни плюсы. Кроме того, при наличии хорошего штата ИТ-разработчиков, создание собственной системы ДБО не представляет собой ничего чрезвычайно сложного.