Известный советский, а после и американский шахматист, гроссмейстер – Гата (Гатаулла) Рустемович Камский (фамилия при рождении – Сабиров) еще в детстве стал известен, как гениальный мальчик-шахматист из СССР, который был способен просчитывать каждую партию на много шагов вперед.
Многократный чемпион Соединенных Штатов, мировой чемпион по быстрым шахматам и вице-чемпион мира по версии ФИДЕ не раз удивлял мировую общественность своими способностями. Уже к 12-ти годам он был чемпионом Советского Союза среди юношей, но, менее чем через три года эмигрировал вместе с отцом в Америку, попросив там политического убежища.
Побег несовершеннолетнего гения наделал немало шума, в частности, еще и потому, что было очевидно, что подросток принял такое решение не сам. Эмиграция за океан должна была поспособствовать развитию карьеры молодого человека, но что-то пошло не так, и взять всемирную шахматную корону ему по сей день не удалось.
Гата Камский: биография, семья, ранние годы
Шахматист родом из сибирского города Новокузнецк, где он появился на свет в 2-го июня 1974-го года. При рождении он носил фамилию Сабиров, а свое довольно необычное имя – Гатаулла мальчик получил в честь деда, который являлся довольно известным деятелем культуры, и режиссером ТДТ имени Г. Тукая.
О матери гениального мальчика практически нет никакой информации. Известно, что родители развелись, когда ребенку еще не исполнилось и года. С тех пор отец самостоятельно занимался воспитанием Гаты, а бывшую супругу оградил от какого-либо участия в жизни наследника.
Мужчина вместе с сыном перебрался сначала в Казань, а позднее в Северную столицу. Отец делал все возможное, чтобы всесторонне развивать способности своего талантливого отпрыска. В 2 года мальчик уже освоил чтение, к четырем годам – отлично играл на фортепиано, а в возрасте 7 лет он начал профессионально заниматься шахматами.
Кроме того, родитель сам составлял для ребенка рацион питания, сам же для него готовил, следил за соблюдением сыном режима, а также контролировал его нагрузки и график тренировок. Причем, он продолжил это делать, даже когда Гата стал взрослым мужчиной.
Отдельного внимания заслуживает процесс интервьюирования шахматиста. Во время каждой встречи с журналистами его непременно сопровождает отец, который отвечает за него на все вопросы, а сам гроссмейстер лишь переводит родителю то, о чем спрашивают представители прессы.
Помимо шахмат мальчик в детстве серьезно занимался спортивной гимнастикой и ему пророчили немалый успех в этом виде спорта. Также его отец, который в молодости увлекался боксом, пытался заинтересовать сына единоборствами, но впоследствии способный ребенок сосредоточился именно на шахматах.
Начало шахматной карьеры
Уже в первом классе мальчик обыгрывал в шахматы не только всех учеников своей школы, но и учителей. Он занимался в профильной секции Дворца пионеров, но вскоре и там равных гениальному ребенку уже не было.
В то время они с отцом еще жили в Казани, однако, мальчик совершенствовал свое мастерство такими темпами, что скоро во всем городе уже не было специалиста, который бы мог с ним соперничать.
Вот тогда папа и решил, что им с сынишкой нужно перебираться в Ленинград, славившийся своей сильной отечественной шахматной школой. Переезд, по мнению Рустема Сабирова, открывал перед его талантливым ребенком куда большие перспективы.
В Северной столице мальчик начал тренироваться под руководством выдающегося шахматиста, шахматного литератора и Заслуженного тренера СССР – Владимира Григорьевича Зака, среди учеников которого в свое время был международный гроссмейстер и десятикратный мировой чемпион – Борис Спасский.
Зак восхищался и немало гордился своим маленьким, но очень талантливым воспитанником, предрекал ему блестящее будущее, громкие победы и титулы. Мальчик действительно демонстрировал впечатляющие результаты и подавал огромные надежды.
Стоит отметить, что упомянутый ранее дедушка шахматиста, работавший в сфере культуры, был известен под псевдонимом «Камский». Позднее его повзрослевший талантливый внук решил сделать творческий псевдоним деда своей официальной фамилией, под которой и прославился на весь мир.
Стремительный карьерный взлет и достижения
Результаты, которые демонстрировал мальчик, удивляли раз от раза даже видавших виды знатоков. Его карьера стремительно пошла в гору, когда он был еще ребенком.
Первым весомым достижением стала победа на молодежном турнире «Спартака». Затем он победил на мужском первенстве, в Ленинграде, обойдя легендарного международного гроссмейстера – Марка Евгеньевича Тайманова.
К двенадцати годам мальчик-подросток стал чемпионом СССР среди молодежи. В советских газетах наперебой писали о Гате и его таланте, отмечая, что такого самородка не появлялось еще со времен Гарри Кимовича Каспарова.
Каждый раз участие юного гения в каком-либо турнире производило настоящий фурор. Поэтому, по решению отечественной шахматной федерации, было проведено состязание между Камским и Алексеем Шировым, который был на два года старше него, считался более опытным и являлся многократным призером всевозможных молодежных первенств.
Гата полностью оправдал возложенные ожидания и лестное звание вундеркинда. В то время его наставником уже был гроссмейстер ИКЧФ – Геннадий Ефимович Несис, под руководством которого мальчик сначала одержал победу в противостоянии с сильным противником, а после отправился на молодежный чемпионат мира по шахматам.
В Северной столице гениальный ребенок посещал обычную школу, но учился в одном классе не со сверстниками, а с ребятами на пару лет старше, потому как осваивал школьную программу быстрее других. При этом, по воспоминаниям школьных товарищей Гаты, учеба ему никогда не доставляла такого удовольствия, как игра в шахматы, когда у него буквально горели глаза.
На ускоренном процессе обучения настоял отец мальчика, желавший привлечь еще больше внимания к своему отпрыску. А опережение школьной программы являлось неплохим дополнительным инфоповодом, дабы о мальчике чаще говорили и писали в печатных изданиях, причем, не только советских, но и зарубежных.
Родитель все же добился своего, и о подростке активно заговорили в странах Европы, и за океаном. Гату регулярно приглашали на интервью, журналисты буквально выстраивались в очередь, а каждое его достижение освещалось в прессе.
Особый ажиотаж вокруг его персоны возник после победы мальчика на всесоюзном первенстве. Западные издания даже называли его новым Бобби Фишером из Советского Союза.
Переезд, более похожий на побег
Еще в то время, когда юный шахматист стал демонстрировать первые серьезные успехи, Рустем Сабиров задумался над тем, чтобы эмигрировать с сыном в Европу или Америку, где, как полагал мужчина, у его наследника было бы больше перспектив для развития в карьерном плане.
Стоит отметить, что за океаном тоже давно стали присматриваться к талантливому мальчику, и всерьез им заинтересовались. Представители Международной шахматной федерации вышли на отца гениального шахматиста, и взялись убеждать его, что на родине у мальчика не будет и половины тех возможностей, которые откроются перед ним в Соединенных Штатах.
Долго уговаривать мужчину не пришлось, потому как он сам рассматривал такой вариант развития событий. Но на дворе стояли 80-е годы, и эмигрировать из Советского Союза все еще было проблематично. Однако, можно было сделать это, попросив политического убежища. Перебрав все возможные варианты, отец и сын выбрали именно этот.
Еще в 1988-м году, во время юниорского первенства глава семейства встречался с представителями американской шахматной федерации. Уже тогда мужчина твердо решил, что они с сыном в ближайшее время эмигрируют.
Позднее в интервью сам шахматист говорил, что никогда не оспаривал решения отца, да и, к тому же, он сам тогда был ребенком, и считал, что папе виднее, как лучше поступить.
В 1989-м году они все-таки решились на переезд, и попросили у властей Соединенных Штатов убежища. Просьба была удовлетворена, а юному шахматисту и его родителю предоставили вид на жительство.
Стоит отметить, что изначально юного Гату не хотели выпускать на турнир в Нью-Йорк, кода планировалось отправить более взрослого игрока. Тогда отец устроил скандал, и подключил к делу своих знакомых юристов, которые помогли урегулировать этот вопрос в его пользу.
По мнению шахматиста, в федерации догадывались о том, что мужчина так рвется за океан, чтобы остаться там с сыном, но он был невероятно настойчив, и сумел добиться своего. В США они изначально встретились с посредниками, потому как американская шахматная федерация никак не могла понять, стоит ли иметь с ними дело. Но, в конце концов удалось обо всем договориться.
У семьи имелись неплохие сбережения, которые они успешно вложили, купив дом на шесть квартир. В одной из квартир поселились сын с отцом, а остальные они сдавали в аренду, что дало им стабильный источник доходов и позволило безбедно жить.
Гата всецело сосредоточился на шахматах, и вскоре завоевал чемпионский титул США. В возрасте шестнадцати лет подросток получил звание гроссмейстера, был отобран на престижный турнир, а также одержал победу в супертурнире, проходившем в Нидерландах, после чего стал полноправным членом мировой шахматной элиты.
Эксперты не сомневались в том, что уже следующий претендентский цикл будет связан с именем Гатауллы Камского. В возрасте восемнадцати лет юноша принес шахматной сборной США победу на мировом чемпионате, обыграв россиянина – Владимира Крамника. Стоит отметить, что это произошло в 1993-м году, когда шахматное мировое сообщество раскололось надвое.
После этой громкой победы Камский также стал первым на Мемориале Мигеля Найдорфа. Затем он сумел выйти на претендентские матчи по версии Международной шахматной федерации (ФИДЕ – от французского Fédération Internationale des Échecs) и новообразованной Профессиональной шахматной ассоциации (ПША).
В 1996-м году в Элисте прошло состязание за корону ФИДЕ, которое сопровождалось сразу несколькими резонансными скандалами. Несмотря на то, что уже настало время компьютерных технологий, немолодой гроссмейстер – Анатолий Карпов сумел настоять на классической игре с откладываниями. Это буквально взбесило отца юного Гаты.
Мужчина сначала поскандалил с организаторами, а затем, и вовсе, устроил драку с секундантом сына – Ясером Сейраваном, отправив того в нокаут из-за подозрений в сливе данных сопернику.
В итоге, Гата так и не сумел взять мировую шахматную корону, и он стал лишь вице-чемпионом. Победу одержал Анатолий Евгеньевич Карпов с преимуществом в три очка. Раздосадованный Рустем Сабиров пытался доказать, что его сына несправедливо лишили такой желанной шахматной короны, поэтому он завершит свою профессиональную карьеру и займется получением высшего образования.
Как сложилась дальнейшая судьба шахматиста
Для целеустремленного и амбициозного юноши поражение стало огромным стрессом, едва не обернувшимся глубокой депрессией. Поэтому вскоре молодой человек, как и говорил его отец, оставил шахматы и переключился на учебу.
Он поступил в военно-медицинскую академию США, а после получил диплом юриста престижного Аризонского университета, и открыл свою юридическую компанию.
Долгие годы о гениальном подростке, некогда всколыхнувшем весь мир, ничего не было слышно, он занимался бизнесом и вел непубличную жизнь. Но к середине 00-х годов Камский вернулся на шахматную арену (на считая встречи с Александром Халифманом в 1999-м году).
Повзрослевший шахматист основательно подготовился к Кубку мира, проходившему в Ханты-Мансийске, получив таки путевку в претенденты. Затем он сумел обойти французского гроссмейстера – Этьена Бакро, но после уступил израильскому шахматисту – Борису Гельфанду, не сумев пройти в турнир на звание чемпиона мира.
Однако, следующий мировой Кубок стал для Камского, о котором за время его долгого отсутствия успели позабыть, настоящим триумфом. Шахматист одолел практически всех титулованных соперников, но вот выйти на поединок с индийским гением – Вишванатаном Анандом ему не удалось, потому как в финале отборочных туров он уступил болгарскому гроссмейстеру – Веселину Александрову Топалову.
Только в 2011-м году Камский на претендентских турнирах сумел взять реванш у Веселина, но он снова «споткнулся» на Борисе Гельфанде.
Победитель многочисленных открытых матчей первой величины и многократный чемпион США, а также призер Олимпиад по шахматам и трехкратный обладатель Европейского Кубка, за долгий период своего добровольного затворничества, не утратил талант, хватку и особое чутье.
Как сейчас живет шахматист и чем он занимается
Без сомнений можно говорить о том, что главную роль в судьбе и карьере Гаты сыграл его отец. Мужчина самостоятельно воспитал сына, старался развивать его таланты, и выбрал для отпрыска занятие, которому тот посвятил свою жизнь. Более того, родитель всюду сопровождал шахматиста и всячески отстаивал его интересы.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Рустем Сабиров принял непосредственное участие и в выборе будущей супруги для сына. Он считал, что его невестка должна быть скромной, умной девушкой-отличницей с хорошими манерами и из благополучной семьи.
Отец воплотил свой замысел в реальность и нашел для сына умницу и красавицу по имени Алиса (Айгуль) – уроженку Казани, выпускницу престижного медицинского университета, проживавшую в Нью-Йорке.
Гате выбор отца пришелся по душе. Они с Алисой буквально с первого взгляда прониклись взаимной симпатией, и в 2002-м году сыграли свадьбу. Два года спустя в молодой семье родился общий наследник – сынишка Адам.
По некоторым данным, последние годы супруги преимущественно проживают в России. Камский курирует детско-юношескую шахматную школу, которая находится в Казани, также он продолжает вести хорошо налаженный бизнес за океаном и периодически принимает участие в клубных первенствах, выступая за «Ладью» из Казани.