Прошло уже более двух десятков лет со дня безвременной кончины легендарного советского хоккеиста и хоккейного тренера, Заслуженного мастера спорта СССР – Анатолия Васильевича Фирсова.
Многократный чемпион мировых и европейских первенств, а также трехкратный обладатель олимпийского «золота» играл на позиции крайнего нападающего. Он много лет выступал за титулованные московские клубы ЦСКА и «Спартак», а также советскую хоккейную сборную.
Анатолий Васильевич трижды становился лучшим отечественным хоккеистом года, и столько же раз признавался лучшим нападающим мировых первенств. Он отличался своей безупречной техникой и невероятно сильным броском, способным раскалывать шлемы игроков из команд-соперников.
Личная жизнь хоккеиста складывалась не менее успешно, чем его спортивная карьера. Один раз вступив в брак, он сумел построить крепкую и счастливую семью на всю жизнь, но смерть любимой супруги – Надежды Сергеевны стала для мужчины непреодолимым испытанием, и он ушел буквально вслед за ней.
Анатолий Фирсов: биография, семья, ранние годы
Будущий спортсмен родился в Москве, незадолго до начала Великой Отечественной войны, 1-го февраля 1941-го года. Толя был младшим из троих детей в семье. Родного отца мальчик не помнил, потому что, когда грянула война, тот ушел на фронт, и отдал жизнь, защищая Родину.
Мама работала простым воспитателем в детском саду, и вынуждена была самостоятельно растить и ставить на ноги троих детей. Женщина старалась обеспечить наследников хотя бы самыми необходимыми вещами, и вырастить из них достойных людей.
Толик, как и многие его друзья, с детства увлекался игрой в футбол. Почти все свободное время он гонял мяч во дворах с другими мальчишками. Несколько позже Фирсов заинтересовался другой командной игрой – русским хоккеем с мячом.
А в подростковом возрасте юный игрок сосредоточился на хоккее с шайбой, изначально попробовав свои силы в качестве защитника.
Вместе с ним на одной площадке начинал играть и другой легендарный хоккеист – Александр Павлович Рагулин, на пару с которым они в будущем добывали медали международных первенств и олимпийское «золото».
Так как семья Анатолия жила очень скромно, денег на покупку хорошей формы и необходимого инвентаря у него попросту не было. Клюшку подросток смастерил себе сам из подручных материалов, а вместо коньков он использовал лезвия, которые при помощи веревок крепил к обычным ботинкам или валенкам.
Отсутствие средств на покупку формы и снаряжения и прочие трудности не стали непреодолимым препятствием на пути талантливого мальчика к его заветной мечте. Он больше всего на свете хотел играть в хоккей, и делал это лучше, чем хорошо экипированные ребята.
Толя был лучшим в дворовой команде, и к одиннадцати годам играл наравне, а временами даже превосходил по технике более взрослых и опытных ребят.
Начало спортивной карьеры
Первой серьезной командой, в которой оттачивал свое мастерство юный хоккеист стал «Красный богатырь». Там талантливый подросток начал формироваться в профессионального и перспективного игрока.
Вскоре Анатолия заприметил тренер столичного хоккейного клуба «Спартак», и пригласил его в свою команду. Молодой человек с радостью принял это предложение, и в период с 1954-го по 1961-й годы выступал в составе «народной команды».
За это время Фирсов успел неплохо себя зарекомендовать, и привлек внимание наставников других небезызвестных хоккейных клубов.
А посему, когда в 1961-м году юношу призвали в армию, тренер Анатолий Владимирович Тарасов, воспользовавшись ситуацией, забрал талантливого парнишку в свой титулованный клуб ЦСКА, где нападающий провел, без преувеличения, лучшие годы своей спортивной карьеры.
Под чутким руководством Тарасова игрок сумел в полной мере раскрыть свой природный талант и огромный потенциал. Однако, взаимоотношения между тренером и его подопечным некоторое время были весьма натянутыми.
Анатолий Владимирович, порой в довольно жесткой форме, указывал юноше на каждую его оплошность, требуя устранить недостатки и оттачивать технику до совершенства. Фирсова такие замечания злили, задевали, но, все же, подстегивали.
К 1963-му году крайний нападающий в совершенстве овладел довольно любопытным приемом: «клюшка-конек-клюшка», который позднее даже назвали его именем – «фирсовский прием».
Сам хоккеист скромно утверждал, что не изобретал ничего нового, а лишь усовершенствовал финт, который некогда случайно увидел в исполнении игрока сборной Швеции – Ульфа Стернера во время матча со сборной СССР.
Стоит отметить, что тренером была сформирована знаменитая тройка талантливых нападающих: Анатолий Васильевич Фирсов – Владимир Иванович Викулов – Виктор Андреевич Полупанов. Они успешно выступали на протяжении пяти лет, добыв немало престижных спортивных трофеев, пока Полупанов не был отчислен из команды за систематические нарушения режима.
Карьерный взлет, титулы и достижения
Стремительный взлет в карьере талантливого игрока начался 1964-м году. Тогда Фирсов довел свою физическую форму практически до совершенства, и начал стремительно завоевывать золотые медали международных первенств. В том же году хоккеист впервые стал олимпийским чемпионом, а позднее еще дважды повторил это достижение.
Он принял участие в 8 матчах, в ходе которых ему удалось отправить в ворота соперников 6 шайб, и сделать 3 результативных передачи. Для новичка международных первенств такой результат был просто блестящим, а сам Анатолий был буквально окрылен столь серьезным успехом.
После блестящего выступления на Олимпиаде-1964 в Инсбруке, Фирсову присвоили звание Заслуженного мастера спорта СССР. Кроме того, в качестве премиальной выплаты он получил 1300 рублей – серьезные по тем временам деньги, на которые спортсмен приобрел личную «Волгу», правда, недостающую для покупки автомобиля сумму ему добавили теща с тестем.
По словам наставников, работавших с Анатолием, тот всегда был «жаден до хоккея» и в каждом матче выкладывался на все сто процентов. Так что следующие семь лет для нападающего оказались невероятно «урожайными» в плане наград и трофеев.
Он каждый год добывал «золото» европейских и мировых первенств, и лишь в 1971-м году привез с чемпионата Европы серебряную медаль.
Фирсов трижды становился олимпийским чемпионом, восемь раз брал «золото» мировых первенств, и семь раз становился чемпионом Европы. Трижды его признавали лучшим советским хоккеистом, и столько же раз он становился лучшим нападающим чемпионатов мира, входит в список лучших отечественных игроков своего времени.
На первенствах СССР Анатолий Васильевич, в общей сложности, отыграл 474 матча, и отправил в ворота соперников 346 шайб. Он стал обладателем Кубка СССР 1966 – 1969-го и 1973-го годов, а также обладателем Кубка европейских чемпионов 1969 – 1974-го годов.
По словам Анатолия Тарасова, Фирсов всегда удивлял и поражал своей скоростью, и, прежде всего, это была скорость мысли. Хоккеист был отмечен многочисленными высокими государственными наградами, в числе которых орден «Трудового Красного Знамени» и два ордена «Знак Почета».
Бросок невероятной силы
Нападающий, как мы уже отметили, обладал броском поразительной силы. В свое время широкую известность получил случай, когда шайба, с подачи Фирсова, угодила прямиком в шлем Александра Сидельникова – вратаря команды-соперника «Крылья Советов».
Удар был такой силы, что шлем раскололся, и шайба рассекла игроку лоб. Сидельников от полученной травмы даже потерял сознание, и был на «скорой» доставлен в ближайшую больницу, где ему наложили швы.
А вот вратарь чешской сборной – Владимир Дзурила, будучи наслышан о силе броска Фирсова, каждый раз немного вздрагивал, когда тот делал взмах своей клюшкой.
Нападающий делал свой фирменный удар не только с места, но и сходу, тогда бросок получался еще мощнее. Такие щелчки советского хоккеиста вызывали настоящий ужас у вратарей команд-соперников, а вот болельщики на трибунах приходили от них в неописуемый восторг.
Стоит рассказать еще об одном довольно ярком эпизоде, произошедшем в Вене, во время одного из матчей чемпионата мира 1967-го года. Тогда, в ходе игры со сборной Канады, советские хоккеисты, по итогам первого периода, проигрывали со счетом 0:1. Ребята старались как могли, но игра «не клеилась».
Когда шайба оказалась у Фирсова, он вел её из последних сил, но чувствовал, что едва ли прорвется к центру. Тогда нападающий докатился до борта, и оттуда, что было мочи, отправил шайбу в направлении ворот соперников, а сам покатился к скамье запасных.
Однако, присесть и отдохнуть хоккеисту так и не дали. Его буквально подхватили на руки и вынесли обратно на лед, где на него просто накинулась вся команда с громкими криками, объятьями и поцелуями. Изумленный Анатолий Васильевич на тот момент еще не понял, что происходит, и что он совершил практически невозможное.
Фирсов, даже не надеясь на успех, своим броском отправил шайбу через всю площадку, прямиков в ворота канадской сборной, пробив защиту сильнейшего вратаря – Сета Мартина. Позднее тот гол стали называть самым нелепым, потому как ни советский нападающий, отправивший шайбу, ни канадский вратарь никак не ожидали такого исхода.
В результате сборная Советского Союза так вдохновилась голом Фирсова, что у игроков словно выросли крылья. Тот матч завершился со счетом 2:1, в пользу советской команды.
Личная жизнь и счастливый брак хоккеиста
Талантливый хоккеист женился очень рано, но сумел создать крепкую и счастливую семью на всю жизнь. Его избранницу звали Надеждой, и они случайно познакомились в начале 1959-го года. Эта встреча оказалась судьбоносной.
На тот момент начинающему спортсмену было всего восемнадцать лет, а девушка была почти на семь лет старше него, и уже успела получить диплом педагогического института. Но, тем не менее, они с первого взгляда прониклись взаимной симпатией друг к другу.
По семейной легенде, юный Анатолий еще при первой встрече сказал девушке, что вскоре та станет его супругой, и через несколько месяцев они действительно поженились.
В браке родилось двое наследников: сын Анатолий и дочка Ирина. Хоккеист оказался верным, преданным и любящим супругом, заботливым отцом и безупречным семьянином. Сам он говорил, что его спортивная карьера не сложилась бы столь успешно, если бы не поддержка семьи.
Однажды известный советский журналист – Всеволод Кукушкин обратил внимание на то, что обручальное кольцо хоккеиста сильно сплющено и все в царапинах. Когда он задал ему вопрос по этому поводу, то оказалось, что Фирсов никогда кольцо с руки не снимал.
По воспоминаниям близких, спортсмен просто обожал готовить, и получалось у него это весьма неплохо. Его жена Надежда Сергеевна даже шутила о том, что если бы он не стал хоккеистом, то из него получился бы первоклассный повар.
Супруги очень счастливо прожили в браке сорок лет, а умерли буквально один за другим. Но произошло это не как в красивой сказке – «в один день».. Анатолий Васильевич не смог пережить потерю своей Нади, и ушел вслед за ней, несколько месяцев спустя.
Жизнь после завершения спортивной карьеры
Из профессионального спорта Фирсов ушел непобежденным. На Олимпиаде-1972, проходившей в японском Саппоро, хоккеист взял третье в своей карьере «золото», забив две шайбы и сделав несколько эффективных передач.
В том же году тренером сборной СССР стал Всеволод Михайлович Бобров, который сходу дал нападающему понять, что в его услугах не нуждается. Этот шаг был опрометчивым, ведь сборная лишилась ценного игрока, и на следующем же чемпионате мира потерпела поражение.
Несколько месяцев спустя Фирсов улетел в Канаду вместе с молодежной командой ЦСКА. За океаном он в тайне ото всех встречался с представителями «Монреаль Канадиэнс», а после возвращения домой признался, что хотел бы играть в НХЛ, и даже просил руководство родного клуба отправить письмо в Совмин, Спорткомитет и даже ЦК ВЛКСМ, дабы там рассмотрели вопрос о возможности его перехода в заокеанский клуб.
Но просьба Анатолия Васильевича спровоцировала резонансный скандал. Ему было отказано, а самого хоккеиста подвергли суровому порицанию и травле.
Долгое время спортсмена таскали по различным инстанциям, ругали и отчитывали как провинившегося подростка. Его сочли едва ли не врагом народа и надолго сделали невыездным.
В следующем году хоккеист окончательно завершил свою игровую карьеру. В ту пору он уже имел опыт работы помощником тренера, позднее получил диплом МОГИФКа, и занял пост наставника молодежной хоккейной сборной. В 1977-м году команда под его чутким руководством выиграла «бронзу» европейского первенства.
В середине 70-х годов хоккеист и тренер написал и издал автобиографическую книгу – «Зажечь победы свет». В ней он в красках поведал о своем игровом прошлом и тренерской карьере, а также поделился собственным мнением и мыслями о системе советского спорта и некоторых его представителях.
Фирсов получал предложения поработать тренером от различных иностранных клубов, в частности от «Бостон Брюинс», но отклонял их. Оставив пост наставника молодежной сборной, он всю оставшуюся жизнь тренировал детей, и всячески старался привлекать подрастающее поколение к этому виду спорта.
Анатолий Васильевич много лет был депутатом Верховного Совета. Активно занимался общественной деятельностью и способствовал модернизации спортивных сооружений. В 1998-м году он был введен в Зал Славы отечественного хоккея, а также Зал Славы ИИХФ.
Безвременный уход легендарного хоккеиста
Весной 2000-го года в семье выдающегося спортсмена и тренера произошла трагедия. Горячо любимая жена Анатолия Васильевича – Надежда Сергеевна умерла от онкологии.
Супруги прожили в счастливом браке не один десяток лет, и смерть самого родного человека стала для хоккеиста огромнейшим потрясением, от которого он так и не смог оправиться. Мужчина буквально угасал день ото дня, несмотря на поддержку детей, друзей и коллег.
По воспоминаниям близких, Фирсов каждый день приезжал на кладбище, и часами молча сидел у могилы Надежды Сергеевны. Он не мог смириться с утратой, и погрузился в глубокую депрессию.
Свой последний матч спортсмен провел в Международный день защиты детей –1-го июня 2000-го года, на арене АЗЛК. Из-за переживания личной трагедии, у мужчины на нервной почве начались проблемы с сердцем. Когда у Фирсова случился первый инфаркт, врачам удалось спасти ему жизнь, но на второй раз они оказались бессильны.
Легендарный хоккеист и тренер ушел из жизни 24-го июля 2000-го года, в возрасте 59-ти лет. Он пережил любимую супругу всего лишь на три месяца.
Анатолий Васильевич был похоронен на подмосковном Старосходненском кладбище, рядом с женой. На одной стороне установленного на их могиле надгробия выбито изображение четы Фирсовых и годы их жизней, а с другой стороны был высечен портрет хоккеиста и годы его ярких побед на Олимпийских играх.
Стоит также добавить, что в 2014-м году российским спортивным руководством была учреждена премия имени Анатолия Фирсова, которую стали ежегодно вручать лучшему игроку Высшей хоккейной лиги по мнению самих хоккеистов.