В следующем году свой 85-ти летний юбилей отпразднует знаменитая отечественная исполнительница и актриса – Эдита Станиславовна Пьеха, творчество которой пополнило копилку золотого фонда советской, а потом и российской эстрады.
Народная артистка СССР первой стала снимать микрофон со стойки и перемещаться по сцене во время выступлений, а также первой начала отмечать юбилеи творческой деятельности на сцене. А ведь она вполне могла повторить судьбу своих родителей, прожив жизнь по заурядному сценарию.
Эдита Станиславовна трижды выходила замуж, но именно благодаря своему первому супругу – композитору и хоровому дирижеру Александру Александровичу Броневицкому она стала знаменита на весь Советский Союз и обрела головокружительную популярность.
Но брак, продержавшийся два десятка лет, в конечном счете, рухнул, а несколько позже стали известны весьма нелицеприятные подробности семейной жизни двух творческих людей. В конце 80-х годов Александр Александрович скоропостижно скончался, а его первая супруга винит в случившемся вторую избранницу композитора.
Эдита Пьеха: биография, семья, ранние годы
Будущая исполнительница и актриса появилась на свет в небольшой коммуне Нуайель-су-Ланс, расположенной на севере Франции, в 1937-м году, 31-го июля, и была вторым ребенком в скромной польской семье. При рождении она носила имя Эдит-Мари Пьеха.
Глава семейства был шахтером и скончался от силикоза в 1941-м году. Схожая участь постигла и старшего брата Эдиты – Павла, который также трудился на шахте и умер от туберкулеза в возрасте семнадцати лет.
После смерти отца мама во второй раз вышла замуж за мужчину по имени Ян Голомб, который также был шахтером. В 1945-м году у девочки появился младший единоутробный брат, которому дали имя Юзеф.
Год спустя семья перебралась в Польшу и обосновалась в шахтёрском городке Богушове в Силезии. Юная Эдита свободно изъяснялась на французском, немецком и польском языках. В школьные годы начала петь в хоре.
В юности девушка еще не задумывалась о том, чтобы связать свою судьбу со сценой, она активно занималась спортом и мечтала стать учителем, поэтому, получив аттестат, поступила в педагогический лицей, откуда выпустилась с красным дипломом.
В середине 50-х годов Пьеха на конкурсной основе получила направление на учёбу в Советский Союз. Девушка остановила свой выбор на педагогическом институте имени Герцена в Северной столице.
Но по прибытии оказалось, что набора на кафедру психологии в том году не было, поэтому она поступила в Ленинградский государственный университет имени Жданова.
Эдита изучала русский язык, занималась на отделении психологии и решила записаться в хор польского землячества. Девушка была обладательницей довольно редкого тембра женского голоса – контральто.
Вскоре на неё обратил внимание руководитель ансамбля студентов консерватории – Александр Александрович Броневицкий. Он пригласил её выступать в свой коллектив, а вскоре стал первым законным супругом начинающей исполнительницы.
Александр Броневицкий: биография до знакомства с Пьехой
Будущий композитор и хоровой дирижер появился на свет в Севастополе, в 1931-м году, восьмого июля, в семье военного моряка и певицы. Он имел белорусские и польские корни по отцовской линии, а также латышские со стороны матери.
Глава семейства мечтал о том, что сын пойдет по его стопам, но творческие задатки Александра взяли верх.
После окончания школы юноша отправился учиться в Ленинград, где вскоре основал вокальный ансамбль, участниками которого стали студенты. Многие из них приехали в Советский Союз учиться из стран Восточной Европы, поэтому ансамбль позднее получил название «Дружба».
В том же году Александр заприметил в хоре польского землячества юную и очень талантливую певицу, исполнявшую песни на французском и польском языках. Девушка ему сразу приглянулась, и он пригласил её в свой ансамбль.
Эдита Пьеха и Александр Броневицкий: история любви и успеха
На момент знакомства будущие супруги еще были студентами. Александр был на шесть лет старше Эдиты и учился в консерватории. Высокая девушка с красивым голосом и необычным произношением буквально покорила начинающего композитора, а когда она приняла предложение петь в его хоре, он стал осторожно за ней ухаживать.
Поначалу юная исполнительница относилась к Броневицкому исключительно как к руководителю хора, и на это было несколько причин.
Во-первых, девушка была воспитана в строгой католической семье, и старалась соблюдать правила приличия. Во-вторых, Александр был далек от её представления об идеальном мужчине: невысокого роста, коренастый и, отнюдь, не красавец.
Какое-то время их связывали исключительно деловые отношения, но, пообщавшись, и узнав друг друга поближе, симпатия стала взаимной. Эдита влюбилась в талант, острый ум и манеры Александра, который оказывал ей знаки внимания, но никогда не позволял себе ничего лишнего.
Композитор применил все свое обаяние, чтобы покорить девушку, и она не устояла. Позднее Эдита Станиславовна вспоминала, что такого человека ранее в своей жизни она не встречала: пианист, дирижер, композитор, с хорошим образованием, манерами джентльмена, но, при этом, весельчак и остряк.
Сокурсники и соседки Эдиты по общежитию пристально следили за развитием их романа, и в один голос твердили, что за такого мужчину нужно идти замуж, не раздумывая.
Вот только Александр с предложением руки и сердца как-то не торопился. Впрочем, их обоих в то время больше заботила судьба ансамбля «Дружба», в котором Пьеха стала солисткой.
Молодые люди ежедневно много времени проводили вместе за репетициями, обсуждали репертуар, порой спорили и даже ругались, а начинающая певица, не имевшая музыкального образования, втайне от Александра брала уроки вокала.
В преддверии нового 1956-го года, готовясь к выступлению на праздничном вечере в консерватории, руководитель хора выбрал для Эдиты шуточную польскую песню «Красный автобус».
Выступление стало для польской студентки настоящим триумфом, а на следующий день об ансамбле «Дружба» и его очаровательной, голосистой вокалистке говорил уже весь Ленинград.
Семейная жизнь
Через год после того первого триумфального выступления Александр предложил своей возлюбленной стать его законной супругой. Девятнадцатилетняя Эдита ответила согласием, и в том же 1956-м году пара сыграла свадьбу.
Молодожены поселились в небольшой квартире, принадлежавшей родителям жениха, которые приняли выбор своего сына. А вот мама Пьехи, узнав о замужестве дочери, буквально объявила ей бойкот. Женщина больше года не общалась с наследницей, и злилась на то, что она не вернулась обратно в Польшу после окончания учебы.
Супруги решили повременить с рождением детей, а все свои силы и энергию отдавали творческой деятельности. Они стремились к популярности всесоюзного масштаба, постоянно репетировали, обновляли и расширяли репертуар, а также гастролировали по всей огромной стране.
Александр помог молодой жене создать свой неповторимый и узнаваемый сценический образ: эффектная короткая стрижка, макияж с акцентом на глаза и безупречная осанка. Ансамбль «Дружба» и его обаятельную солистку стали называть новым словом советской эстрады, а их популярность росла день ото дня.
Патологический ревнивец
Карьера Эдиты уверенно шла в гору, но вот семейная жизнь складывалась далеко не так благополучно. Все дело в том, что её муж оказался патологическим ревнивцем и буквально изводил певицу подозрениями.
Он устраивал скандалы, закатывал сцены ревности, а порой даже мог поднять на жену руку, если ему казалось, что она улыбнулась какому-то мужчине или вела себя слишком любезно. Такое положение дел длилось годами, а скромная Эдита, стараясь быть хорошей женой, просто терпела и никому не жаловалась.
При этом, сам Александр не видел ничего плохого в том, чтобы засматриваться на других женщин, и временами ходить «налево», особо не скрывая от супруги своих похождений. Когда исполнительница забеременела, ситуация мало изменилась.
В начале 1961-го года ансамбль «Дружба» впервые отправился на гастроли без своей солистки, которая находилась на большом сроке беременности. Когда супруг звонил ей, то, без зазрения совести рассказывал о том, с какими красотками познакомился во время поездки, словно, не понимая, как сильно ранит Эдиту.
На нервной почве у исполнительницы случились преждевременные роды, и семнадцатого февраля 1961-го года на свет появился её единственный ребенок – дочь Илона.
Девочка родилась недоношенной и слабой, поэтому долгое время провела в больнице, а после молодая мама с ребенком отправились на латвийский хутор, где к тому времени обосновались родители Броневицкого.
Почти восемь месяцев она провела вдали от суеты, гастролей, репетиций, и просто наслаждалась материнством. Певица считает этот период самым счастливым и спокойным в своей жизни, и даже мысли о том, где и с кем сейчас её супруг, не ранили молодую женщину как раньше.
Но долго засиживаться в декрете Эдита не могла, потому как зрители попросту не хотели слушать «Дружбу» без её очаровательной солистки. Заботу о ребенке взяла на себя свекровь, а исполнительница вновь вернулась на большую сцену.
Пьеху захлестнул головокружительный успех: она гастролировала не только по всему Советскому Союзу, но и за его пределами, каждый раз собирая полные залы, а пластинки с записями её песен расходились многомиллионными тиражами. Также она стала регулярно сниматься в телевизионных фильмах-концертах и фильмах-спектаклях.
Когда певицу делегировали на Каннский кинофестиваль вместе с Муслимом Магомаевым, её супруг едва не сошел с ума от ревности. Он сумел оформить французскую визу, и отправился вслед за женой.
Александр влез в окно гостиничного номера Эдиты, и устроил скандал, требуя показать, где прячется Магомаев. По воспоминаниям певицы, ей тогда было и смешно и страшно одновременно.
Развод после 20 лет семейной жизни
Долгие годы Броневицкий буквально изводил свою супругу ревностью, прекрасно зная, что она, в отличие от него самого, хранила верность в браке. Она старалась сохранить семью и надеялась, что муж наконец-то остепенится. Но терпение Эдиты лопнуло, когда она застала благоверного с любовницей буквально в их супружеской постели.
Униженная и оскорбленная женщина перебралась в другую комнату, и не могла больше даже смотреть на Александра, который пытался доказать ей, что у них настоящая любовь, а его интрижки на стороне – это так, «мимолетные слабости», которые не стоит принимать всерьез.
Когда за сорокалетней исполнительницей начал ухаживать капитан КГБ по имени Геннадий Шестаков, она ответила ему взаимностью, решив, что судьба дала ей еще один шанс быть счастливой. Этот роман развивался стремительно, и когда Пьеха сообщила супругу о том, что уходит от него, тот буквально не поверил своим ушам.
Александр умолял жену одуматься, клялся в любви и обещал исправиться. Когда понял, что клятвы и обещания не помогают, стал проклинать её и оскорблять, кричал, что без него она никто, и зрители её забудут уже через пару месяцев. Но Эдиту это не пугало, она чувствовала, что не пропадет без Броневицкого.
На прощание певица сказала уже бывшему мужу, что вскоре он женится на молодухе, и новая избранница отомстит ему за все измены, а сам он, в конечном счете, умрет в одиночестве. Слова женщины оказались пророческими.
Как сложилась судьба Александра Броневицкого после развода
Эдиту Станиславовну, вопреки ожиданиям её бывшего мужа, ждал новый виток славы. Она вышла замуж за Геннадия Ивановича Шестакова, с которым прожила семь лет, но развелась из-за пристрастия избранника к горячительным напиткам.
Третьим супругом исполнительницы стал сотрудник аналитического центра администрации Президента РФ – Владимир Петрович Поляков. Брак продлился почти двенадцать лет, но также закончился разводом, о причинах которого Пьеха никогда не распространялась.
Свои последние два брака она считает ошибками, и говорит, что любила не людей, а придуманные ею же самой образы.
Что же касается Александра Александровича, то он вскоре после развода с первой женой закрутил роман с актрисой Ленинградского Театра музыкальной комедии по имени Ирина Романовская, которая была на два десятка лет моложе него самого. Внушительная разница в возрасте пару не смутила, и в 1977-м году Ирина стала второй женой Броневицкого.
Композитор отчаянно пытался сделать из молодой супруги «вторую Пьеху», но повторить успех своей предшественницы новой солистке ансамбля «Дружба» так и не удалось. Более того, избранница открыто изменяла своему супругу, и не слишком считалась с его чувствами и мнением.
Ныне Александра Александровича Броневицкого считают незаслуженно забытым деятелем советской культуры, ведь основанный им ансамбль «Дружба» был неимоверно популярен в 60-е и 70-е годы. Но после развода с первой женой, из которой он сделал звезду всесоюзного масштаба, жизнь мужчины пошла под откос.
Второй брак композитора и музыканта продлился около одиннадцати лет, но счастья ему так и не принес. Общих наследников у пары не появилось, супруга фактически жила своей жизнью и крутила романы на стороне.
Тринадцатого апреля 1988-го года, во время гастролей в Нальчике, Романовская заперла супруга на ключ в их гостиничном номере, а сама отправилась на вечеринку, где развлекалась до самого рассвета.
Ночью мужчине стало плохо с сердцем, но рядом никого не оказалось, а покинуть номер он не мог. Александр Александрович пытался позвонить по телефону, чтобы позвать на помощь, но, видимо, ему не хватило сил. Так его и нашли утром следующего дня мертвым на полу, сжимающим в руке телефонную трубку.
На момент трагедии Броневицкому было 56 лет. Для Эдиты Станиславовны известие о скоропостижной кончине первого мужа стало настоящим потрясением. Она тяжело переживала эту утрату и открыто винила в случившемся вторую жену композитора.
Александр Броневицкий был похоронен в Северной столице на Кладбище Памяти жертв девятого января, а основанный им ансамбль «Дружба» после смерти худрука прекратил свое существование.
Позднее в своих интервью Эдита Станиславовна не однократно называла первого мужа своей единственной настоящей любовью, и говорила о том, что чувствует, что могла бы его спасти, окажись она рядом.
Их общая дочь – Илона Александровна стала актрисой и телеведущей. Она подарила родителям двоих внуков: Стаса, который связал свою жизнь со сценой и стал довольно известным исполнителем, и Эрику, которая окончила столичный архитектурный институт и стала дизайнером.