В прошлом месяце исполнилась пятнадцатая годовщина со дня смерти знаменитой отечественной актрисы, Заслуженной артистки Российской Федерации – Екатерины Александровны Деревщиковой.
Более всего актриса знакома зрителям по роли Жени Александровой в приключенческом детском фильме «Тимур и его команда» и его продолжении – фильме «Клятва Тимура».
Также она сыграла Катеньку в фильме-сказке «Каменный цветок», исполнила главную роль в спортивной ленте «Центр нападения» и появилась в ряде других фильмов.
Молодой и талантливой Екатерине Александровне пророчили блестящее будущее в кинематографе и еще массу ярких ролей, но конфликт с влиятельной актрисой и педагогом – Тамарой Федоровной Макаровой буквально поставил крест на её карьере в большом кино.
Екатерина Деревщикова: биография, семья, ранние годы
Будущая актриса появилась на свет в Москве, в 1929-м году, восемнадцатого мая, в интеллигентной и весьма состоятельной семье. Глава семейства был известным дипломатом, имел диплом института востоковедения и служил в библиотеке Генштаба, заведуя восточным отделом.
Мама состояла в родстве с известным революционером и литературным критиком – Вацлавом Вацлавовичем Воровским, которому доводилась племянницей. Семья имела все шансы жить долго и счастливо в достатке, но отец попал в опалу, в 1934-м году был арестован и сослан в лагеря, где вскоре умер от тифа.
Мать водила близкую дружбу с вдовой Феликса Эдмундовича Дзержинского и по её совету, после ареста супруга, поспешно вновь вышла замуж, переехала на новый адрес и сменила фамилию себе и маленькой дочери, дабы избежать преследований и гонений. Так она помогла наследнице избежать клейма дочери «врага народа», да и сама смогла начать новую жизнь.
По воспоминаниям самой актрисы, она росла счастливой, веселой и беззаботной девочкой, но только лишь потому, что мама всеми силами старалась оградить её от горестей и проблем.
Маленькая Катя была натурой творческой и артистичной, но в кино попала случайно, и произошло это прежде, чем девочка успела всерьез задаться вопросом о том, кем она хочет стать, когда вырастет.
Начало актерской карьеры
Весной 1939-го года, когда маленькая Катя беззаботно играла со сверстниками во дворе, к ней неожиданно подошла какая-то незнакомая женщина, и поинтересовалась, не хочет ли девочка сняться в кино.
Незнакомкой оказалась ассистент режиссера, занимавшаяся подбором актеров на роли в кинокартине «Личное дело», по произведению Аркадия Петровича Гайдара.
Девочка была несколько растеряна, и даже отказалась от участия в съемках, но когда ассистент режиссера побеседовала с мамой школьницы, вместе они привели Катю на «Мосфильм», где её уговорили попробовать свои силы в качестве актрисы. Так девочка дебютировала в большом кино, сходу получив ключевую роль.
Успех, признание и всесоюзная слава
Когда же через год начался процесс подготовки к съемкам ленты «Тимур и его команда» по одноименной повести, то её автор Аркадий Гайдар, также выступавший сценаристом фильма, сам настоял на том, что роль Жени Александровой должна, непременно, исполнить Деревщикова.
После выхода ленты на большие экраны юная Катя стала настоящей звездой всесоюзного масштаба, а также её называли самой популярной пионеркой Советского Союза.
В подъезде её дома стали дежурить поклонники, и порой мама девочки даже пользовалась этим, давая кому-то из них мелкие поручения, к примеру, вынести мусор или сходить в соседний магазин.
В школу юную актрису приходилось провожать, иначе она рисковала опоздать из-за пристального внимания поклонников, желавших с ней пообщаться. Девочке пророчили большое будущее в кинематографе, ведь она не играла, она словно жила в кадре.
Когда грянула Великая Отечественная война, Екатерина отправилась на съемки продолжения полюбившейся миллионам истории о «тимуровцах». Приключенческая лента «Клятва Тимура» вышла на экраны лишь осенью 1942-го года. К сожалению, Гайдар эту работу уже не увидел, потому как его самого не стало в октябре 1941-го года.
В разных источниках указывается, что Деревщикова, как и подавляющее большинство советских ребят, состояла в пионерской, а затем и в комсомольской организации.
Однако сама актриса много лет спустя в интервью признавалась, что всячески избегала вступления в пионерскую организацию и в комсомол. Так что образцовой пионеркой она была только на экране.
В 1944-м году, окончив школу, юная актриса без экзаменов была принята сразу на второй курс ВГИКа. Она попала в мастерскую легендарных Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой.
Примечательно, что с Макаровой у студентки сразу сложились весьма напряженные отношения.
Роковая роль, конфликт с Макаровой
В возрасте семнадцати лет Деревщикову утвердили на роль Катеньки в фильме-сказке «Каменный цветок». Однако, девушка проходила кинопробы после тяжелой болезни, выглядела худой и изможденной, поэтому режиссер поначалу забраковал её.
Основной претенденткой на эту роль была Людмила Васильевна Целиковская, но писатель Павел Петрович Бажов – авто сказки, сам попросил утвердить на роль юную Екатерину, и убедил режиссера, что это наилучшая кандидатура.
На съемочной площадке молодой актрисе довелось работать со своим педагогом – Тамарой Фёдоровной Макаровой, исполнившей роль Хозяйки Медной горы, с которой, как мы уже отметили, они сразу не поладили.
Ситуация между актрисами серьезно обострилась, а относительно того, что стало этому причиной, есть несколько версий. Согласно одной из них, в ходе съемок развернулось настоящее противостояние двух талантливых актрис: маститой, но уже не юной и восходящей звезды экранов.
По другой версии, Макарова приревновала своего супруга к Деревщиковой, потому как любвеобильный Герасимов слишком уж много внимания уделял своей студентке.
Согласно еще одной версии, педагога возмутило нарушение второкурсницей запрета на участие в съемках существовавшее для студентов ВГИКа. Кроме того, в этом же году девушка сыграла еще в одном фильме – спортивной драме «Центр нападения», где исполнила главную женскую роль.
Картина «Каменный цветок» была отмечена призом жюри Каннского кинофестиваля, а её режиссер был удостоен Сталинской премии.
Когда же зашла речь о вручении Сталинской премии актерам, Макарова сделала все, чтобы фамилия Деревщиковой и её молодых коллег даже не попали в список претендентов.
К слову, из ВГИКа девушку тоже отчислили за нарушение упомянутого ранее запрета для студентов на съемки в кино.
Карьерный спад
Несколько позже молодая актриса все же окончила институт, став выпускницей курса Михаила Ильича Ромма. А вот в её блестяще стартовавшей кинокарьере произошел длительный застой – Екатерина Александровна попросту исчезла с экранов и нигде не снималась почти полтора десятка лет.
Справедливости ради стоит отметить, что Деревщикова в этот период вышла замуж за актера и кинематографиста – Игоря Федоровича Земгано (фамилия при рождении Юцевич) и перебралась в Киев, где служила в драматическом Театре имени Леси Украинки.
А в 1950-м году актриса родила своего единственного ребенка – сына Федора Игоревича Земгано, и с головой погрузилась в материнство и домашние хлопоты.
Звезда приключенческой ленты «Тимур и его команда» и фильма-сказки «Каменный цветок» позже сама говорила, что сценарии фильмов которые предлагали на киностудии Довженко, она отклоняла, потому как они не вызывали у неё интереса, а исполнять роли менее интересные, и более слабые, чем у неё были ранее, ей не хотелось.
Впрочем, ролей в кино ей предлагали не так много, но актрису это не слишком заботило, потому как все свои силы она отдавала театральной сцене. Однако, когда первый брак Екатерины Александровны распался, и она, возвратившись в Москву, предприняла попытку вернуться на большие экраны, оказалось, что сделать это не так-то просто.
В 1961-м году она появилась в семейной ленте «10000 мальчиков», но роль была настолько незначительной, что имя актрисы даже не было указано в титрах. Два года спустя Деревщикова появилась в трехсерийном комедийном фильме «Короткие истории», являвшимся прообразом популярной юмористической телепередачи «Кабачок „13 стульев“», но её имя вновь даже не попало в титры.
В 1970-м году актриса сыграла королеву в фильме-спектакле «Солдат и ведьма». Два года спустя она снялась в пародийно-сатирической ленте «Необыкновенный концерт», и снова не была указана в титрах. Затем были еще два фильма-спектакля, а также Екатерина Александровна выступила в качестве актрисы озвучивания в двух мультипликационных фильмах.
Работа в театре
После возвращения в Москву для актрисы наступили непростые времена. Предложений от режиссеров не поступало, а в Театр имени Пушкина, куда попыталась устроиться Деревщикова, её не приняли. Так что забытой кинозвезде 40-х годов приходилось хвататься буквально за любую работу.
В её жизни был период, когда она выступала в домах престарелых, тюрьмах и даже интернатах для слепых, получая по пятнадцать-двадцать рублей за выступление. Но все изменилось, когда в середине 60-х годов сам Сергей Владимирович Образцов пригласил актрису работать в свой театр кукол, в котором она служила много лет и объездила практически весь мир.
К слову, со своим бывшим педагогом – Тамарой Федоровной Макаровой актриса, много лет спустя, все же помирилась. Женщины жили неподалеку друг от друга, и, говорят, время от времени даже созванивались. Сама Деревщикова утверждала, что не держит зла на Макарову, а былые обиды и недопонимания остались далеко в прошом.
В 1999-м году Екатерине Александровне было присвоено звание Заслуженной артистки Российской Федерации. В кинематограф она так и не вернулась, да и особо не стремилась это сделать, найдя себя в кукольном театре.
А вот личная жизнь актрисы сложилась весьма печально. Её единственный сын Федор скончался в возрасте 35-ти лет от гепатита. Второго супруга – поляка Петра Щчесьневского также унесла тяжелая болезнь.
Свой век Деревщикова доживала в одиночестве, и скончалась в 2006-м году, девятнадцатого октября, в возрасте 77-ми лет.