Прошло уже более трех десятков лет со дня смерти культового советского актера и кинематографиста, лауреата трех Сталинских премий и Кавалера ордена Ленина – Павла Петровича Кадочникова.
Его блестящей карьере завидовали многие коллеги, ведь он стал легендой еще при жизни. Однако, в судьбе актера был период, когда по неофициальному распоряжению самого Никиты Сергеевича Хрущева, его попросту перестали снимать в кино.
Павел Петрович тогда пережил сильнейшее нервное потрясение, но не опустил рук, сумел возвратиться на экраны и вернуть себе былую славу и величие.
Это испытание, было далеко не последним в судьбе актера и кинорежиссера, но он держался и работал до последнего вздоха, подарив зрителям немало фильмов, ставших впоследствии культовыми.
Павел Кадочников: биография, семья, ранние годы
Будущий актер и кинематографист появился на свет в Северной столице, в 1915-м году, шестнадцатого июля, в семействе, не имевшем непосредственного отношения к актерству или кинематографу. В семье было двое детей.
Сам Кадочников утверждал (и указывал во всех официальных анкетах), что его отец был простым рабочим. Однако, по некоторым данным, глава семейства до революции был высокопоставленным чиновником.
А вот среди родни актера по линии матери были фрейлины самой императрицы Александры Федоровны.
Когда разразилась Гражданская война, семья покинула Петроград, и уехала на родину отца – в небольшое село на Урале. Именно там и прошли детские годы маленького Паши. Он ходил в местную школу крестьянской молодежи, и с ранних лет стал демонстрировать талант художника.
Его мама, будучи женщиной хорошо образованной, и обладая утонченным вкусом, привила наследнику любовь к живописи. Судьба Павла могла сложиться совершенно иначе, и вместо актера, он мог стать не менее выдающимся и успешным художником.
Когда в конце 20-х годов семья возвратилась в родной город, который теперь назывался Ленинградом, юный Павел поступил в студию изобразительного искусства, планируя в будущем стать профессиональным художником.
Однако, из-за тяжелой болезни главы семейства, юноша вынужден был оставить учебу, и идти трудиться на завод «Красный путиловец», куда его взяли в качестве ученика слесаря.
В свободное время молодой человек продолжал заниматься живописью, а в 1929-м году на него случайно обратил внимание руководитель местной театральной студии, который пригласил парнишку в одну из своих постановок.
Задачу перед ним поставили несложную – исполнить несколько частушек, и Павел сделал это с таким азартом и запалом, что его тут же пригласили заниматься в эту самую театральную студию, а вскоре доверили дебютную серьезную роль в постановке. Это был первый актерский опыт Кадочникова, который оказался весьма удачным, и с тех пор игра на сцене стала важной частью его жизни.
Начало актерской карьеры
Через год руководитель театральной студии представил своего талантливого подопечного известному режиссеру — Борису Вульфовичу Зону, который как раз набирал новый курс в театральном техникуме.
Пятнадцатилетний юноша был принят, несмотря на то, что на тот момент он еще даже не успел окончить среднюю школу.
Впрочем, вскоре учебное заведение расформировали, а курс Зона был переведен в техникум сценических искусств. Несмотря на юный возраст, Павел выгодно выделялся среди сокурсников своим талантом, да и внешним видом, а девушки уже тогда выражали ему симпатию.
Та легкость и мастерство, с которыми начинающий актер перевоплощался в разных персонажей, поражали воображение. В театральных постановках его порой не могли узнать даже родители.
А легендарный кинематографист Сергей Михайлович Эйзенштейн даже подарил ему свое фото, на обороте которого написал: «Дорогому Оборотню Павлу, с необычайной легкостью проходящему километры извилистых путей».
В кино Кадочников дебютировал в 1935-м году, снявшись в драматической ленте «Совершеннолетие». Правда, ему самому собственное появление на экране не понравилось настолько, что он решил больше в фильмах не сниматься.
Три года спустя один из спектаклей, в котором играл Павел, посетил режиссер Сергей Иосифович Юткевич, который был буквально сражен харизмой актера, и тут же предложил ему роль в своей историко-революционной картине «Человек с ружьём». Молодой человек хотел отказаться, но кинематографист его быстро переубедил.
В историко-биографических драмах «Яков Свердлов» и «Иван Грозный» Кадочников блестяще исполнил сразу по две роли.
Также он исполнил одну из ключевых ролей в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится», появился в историко-революционной ленте «Оборона Царицына», сыграл главные роли в приключенческом фильме «Робинзон Крузо», военных драмах «Подвиг разведчика» и «Повесть о настоящем человеке».
Говорят, что после выхода картины «Подвиг разведчика», на премьере сам Иосиф Виссарионович Сталин назвал актера настоящим чекистом, а также поинтересовался, что он может для него сделать. Артист не растерялся, и тут же попросил написать эти слова на бумаге.
После этого ему пришло письмо на гербовой бумаге, в котором говорилось: «Павлу Петровичу Кадочникову, актеру киностудии «Ленфильм», присваивается почетное звание майора всех родов войск СССР. Сталин. Ворошилов». Эту бумагу Кадочников много лет постоянно носил с собой.
В немилости у Никиты Хрущева
К середине прошлого столетия Павел Петрович стал настоящей звездой всесоюзного масштаба, фильмы с его участием выходили на экраны ежегодно. Но актер также отличался своей прямолинейностью, всегда называл вещи своими именами и открыто выражал собственное мнение по тому или иному поводу. Такая прямота едва не стоила ему карьеры.
Так, однажды Кадочникову позвонили из редакции одного авторитетного советского издания, и спросили у него о том, что он думает по поводу новой реформы образования.
Актер искренне, и довольно эмоционально ответил, что эта реформа, по его мнению, просто вздор, а также поинтересовался, какой сумасшедший является её автором.
Как оказалось, главным автором реформы выступал сам Никита Сергеевич Хрущев, которому практически сразу же дословно передали мнение актера. После этого Кадочников почти на четыре года остался без ролей. Все ведущие киностудии страны получили негласный приказ не снимать его, нарушить который не могли.
Актер пережил сильнейшее нервное потрясение, из-за чего потерял голос. Врач, к которому обратился мужчина, взялся провести операцию, однако предупредил, что после такого хирургического вмешательства тому придется молчать целый год.
Артист согласился, и выполнил условие, чтобы полностью восстановиться. Он был готов на любые жертвы, и голос вернулся.
Возвращение в профессию
Лишь к середине 50-х годов актера снова понемногу начали снимать. Он появился в эпизодах драмы «Большая семья» и кинокомедии «Запасной игрок», а для ленты «Укротительница тигров» освоил сложные трюки на мотоцикле, отказавшись от помощи профессиональных каскадеров, так как считал, что настоящий актер должен все уметь делать самостоятельно.
В 60-е годы талантливый актер не только вернул себе былую славу и величие, но также весьма успешно попробовал свои силы в качестве кинорежиссера.
В 1965-м году на экраны вышла комедийная лента «Музыканты одного полка», которую Павел Петрович снял совместно с Геннадием Сергеевичем Казанским, а также исполнил в ней одну из ключевых ролей.
Три года спустя на экраны вышел фильм-сказка «Снегурочка», снятый по одноименной пьесе Александра Николаевича островского, и приуроченный к 150-ти летию со дня рождения драматурга. Картина стала культовой, а Кадочников, помимо режиссуры и написания сценария, также исполнил в нем роль царя.
В 70-е годы актер снялся в драматической ленте «Неоконченная пьеса для механического пианино», исполнил главную роль в киноповести «Сюда не залетали чайки», а также появился в эпизоде фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», и это далеко не весь список.
В 80-е годы, среди наиболее выдающихся его работ можно отметить фильм-драму «Рассказ неизвестного человека», кинокомедию «Идеальный муж», музыкальную ленту «Сильва», музыкальную сказку «Проданный смех», мелодраму «Я тебя никогда не забуду», где Кадочников также выступил в качестве режиссера, а еще трагикомедию «Блондинка за углом».
В общей сложности Павел Петрович снялся более чем в семи десятках картин, а также он срежиссировал пять фильмов. Его последней работой стала биографическая драма «Серебряные струны», в которой он выступил режиссером, автором сценария и исполнителем главной роли.
К сожалению, культовый артист пережил немало горя. С разницей в три года, Кадочников потерял обоих своих сыновей, и, наверное, сошел бы с ума от горя, если бы не любовь и забота внучки Наташи и супруги – актрисы Розалии Ивановны Котович, которые были рядом с ним до последних дней жизни.
Легендарный актер и кинематографист скончался в 1988-м году, второго мая, на 73-м году жизни. Он умер в одной из ленинградских больниц от острой сердечной недостаточности. Был похоронен в Северной столице на Серафимовском кладбище, рядом со своим младшим сыном Петром Кадочниковым.
Через двенадцать лет после смерти актера, на экраны вышел мини-сериал под названием «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», созданный на основе детективных фильмов из цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». В нем были использованы отснятые ранее сцены, в том числе те, в которых появлялся Павел Петрович.